Клинический психолог, психоаналитический терапевт и семейный консультант

Я родила мальчика с помощью донорской яйцеклетки, сейчас ему 27 лет. К сожалению, он совсем не похож на нас внешне, хотя сперма была моего мужа. Характером — да, но не внешностью. До недавнего времени нас это не волновало, и я не собиралась ему ничего рассказывать. Но тут в разговоре он бросил наполовину шутливую фразу, что иногда сомневается в том, что мы его родители: у него светлые волосы, а у нас обоих довольно темные, мы оба высокие, а он невысокого роста. Я спонтанно объяснила, что у одного из братьев мужа (их семь) и его отца тоже были светлые волосы, да я и сама рыжая, хотя родители брюнеты (прабабка была рыжеватая).

Одним словом, сейчас меня одолевают сомнения, как быть? Если он упомянул это, значит, он об этом иногда думает. Я не хотела бы его обманывать, но рассказать боязно и непонятно как, какими словами.

Софья, 68 лет

Здравствуйте, Софья! Действительно сложно сразу предположить, какую реакцию у сына вызовет ваше признание. Что-то побудило вас скрывать, что мальчик от донорской яйцеклетки, — видимо, с этим фактом у вас связаны сложные чувства и переживания. Может быть, уязвленность тем, что вы были вынуждены обратиться за помощью к донору, ощущение, что вы не та настоящая мать, беспокойство, что мальчик будет искать ту женщину, стыд или страх.

Кажется, вас беспокоит, что в этом всем есть какой-то обман или подлог. Есть ли тут обман? Вы действительно та женщина, которая выносила его и родила, вы та, кто его хотела и ждала, у вас не было другой возможности получить ребенка. Вы никого не заставляли и не принуждали. Способ рождения ребенка не делает ни вас, ни его самого изгоями, ущербными, неполноценными. Мы знаем, что в современном мире есть разные возможности.

Нет ничего стыдного в тех способах, с помощью которых появился ребенок

Может быть, вы чувствуете обман в том, что не сказали, что был еще кто-то третий, участвовавший в его рождении, — на кого он, возможно, похож. И это тайна рождения, которую, как считают психологи, всегда чувствуют дети. У детей и без реальных тайн часто возникают фантазии, что их родители на самом деле не те, с которыми они живут, а гораздо более значительные и известные — только по какому-то стечению обстоятельств ребенок оказался в этой семье, а о настоящих родителях ему не говорят.

Обычно такие фантазии возникают в период недовольства своей семьей. Психоаналитики называют этот феномен «семейным романом». Если ребенку не говорят правду о его происхождении, его фантазии становятся тревожными, в семье нарастает напряжение. Возможно, этот вопрос беспокоил и вашего сына в детстве, но только сейчас он решил вам об этом намекнуть в виде шутки.

Со временем «семейный роман» иссякает, дети примиряются со своими родителями. Но в вашем случае и правда есть тайна

Нужно ли ее так защищать, эту тайну? Принесет ли она разрушения, изменит ли что-то в ваших отношениях? Такие размышления вызывают страх и смятение. И да, и нет. Изменит, потому что сын будет знать правду, в том числе про то, на что вы пошли, чтобы он появился на свет. Изменит, потому что у него может возникнуть много вопросов. Изменит, так как он поймет, что вы не говорили ему всей правды о его происхождении. И, думаю, не изменит, потому что вы его вырастили, ему есть за что вас любить, у вас общая история и вы с мужем — это те люди, которые больше всех хотели его появления на свет. Действительно, чем дольше скрываешь правду, тем сильнее она может поразить. Но тайное всегда становится явным, хотим мы этого или нет.

Кажется, у вас хорошие отношения с сыном, и ничего страшного не произойдет — он увидит в этом ваше стремление его родить и защитить. И он уже достаточно взрослый, чтобы все понять. Говорить, наверное, нужно вместе с мужем, простыми словами, и быть готовыми на любую реакцию и любые вопросы. Дать сыну время подумать над сказанным, а себе — возможность скинуть гнет тайны со своих плеч.