Александр Колмановский
Специалист по семейным и детско-родительским отношениям.

Сын учится в девятом классе. Один из учителей требует в начале урока сдавать все гаджеты ему. Не отдали — вызывает родителей. Для 15-16-летних это унизительно. Когда я возмутилась, учитель возразил, что не надо давать детям дорогие вещи и стоит дома учить их правилам этикета. <…> Как защитить сына?

Анастасия, 38 лет

Мне кажется, Анастасия, вам надо говорить сыну то, что и любому ребенку в любой ситуации и по любому поводу, — правду, без всякого взрослого ханжества, политики, психотехник. А правда в том, что учитель, безусловно, поступает бестакт­но, нарушая границы детей. Но прямая, тем более силовая борьба с учителем и подобной его практикой обречена на провал.

Самая содержательная внутренняя позиция для вас и сына — сказать себе, что да, учитель не прав, он боится потерять контроль над ситуацией на уроке. У него есть все основания для такого страха. Но, не умея выйти из положения иначе и, видимо, не обладая достаточной харизмой, чтобы держать внимание детей, он прибегает к унизительным административным мерам.

Если вы готовы еще раз поговорить с педагогом, то хорошо бы идти ему навстречу — не снисходительно, не чертыхаясь и не закатывая выразительно глаза, а с сочувствием к его слабости. Предъявление претензий только спровоцирует ответные претензии.

Я бы попробовал говорить с учителем, опираясь на ту же внутреннюю основу: «Уважаемый Иван Иванович, я прекрасно понимаю, как вам сложно с нашими детьми. Не знаю, нашла бы я силы поступить как-то иначе на вашем месте. Но скажите, нельзя ли все же придумать какой-то другой, не такой травматичный способ привлечь их внимание к уроку? Если найдете возможность, будем очень благодарны». Гарантии, что он просветлеет, никакой нет. Но хотя бы появляется шанс показать ему этот путь.