Нина Бочарова
Действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги, член Ассоциации суггестивных психологов, в личной практике использует интегративный подход, сочетая эмоционально-образную терапию и гипнотерапию.

Уехала в другой город, встретила парня. Очень быстро завязались отношения, и так же быстро мы захотели ребенка. Еще до беременности были некоторые признаки того, что человек не мой, но решили, что быть семье. Потом начались оскорбления с его стороны. Ушел с работы, я, будучи беременной, обеспечивала семью, он брал деньги у родителей, покупал продукты домой и себе выпивку.

Мы ссорились. Оскорбления участились. Потом он стал нас обеспечивать, но начал меня бить и морально давить. Я была беременна, на 8 и 9 месяце. Три раза пыталась уйти, но он останавливал. После рождения ребенка стало хуже. Брал меня за шею со словами: «Пока не успокоишься — не отпущу», «Сядь и сиди, я тебе не разрешал вставать, пусть плачет, ничего с ним не случится, когда я разрешу, тогда и встанешь».

В итоге я ушла. Уехала обратно к родителям в родной город. Почти каждый день он звонит и просит меня вернуться. Говорит, что любит и осознал свои ошибки, очень хочет строить семью, растить сына. Я спрашиваю, что он сделал, чтобы я его простила. В ответ получаю только обвинения в том, что не ценю того, что есть. Хотя он даже не прислал денег на ребенка и периодически говорит, что хочет сделать тест на отцовство.

Могут ли люди меняться? Или тираны на всю жизнь остаются тиранами? Я очень переживаю, что сын вырастет «безотцовщиной», но понимаю, что лучше вообще без отца, чем с таким…

Ульяна, 25 лет

Ульяна, уехав от мужа, вы сохранили безопасность для себя и для ребенка! И это было самое адекватное и правильное решение согласно написанному выше, ведь вас подвергали физическому насилию и не давали подойти к плачущему ребенку. Это грубое нарушение ваших личных границ и угроза жизни и здоровью, за это человек может нести уголовную ответственность.

В таком аффективно-агрессивном состоянии человек не осознает своих действий, и любое ваше действие поперек может вызвать усиление агрессии… Осознание у мужа может приходить уже после сделанного, но, к сожалению, этого недостаточно, чтобы он перестал и впредь повторять насилие и проявлять такое неуважительное отношение к вам.

Отвечая на ваш вопрос, меняются ли тираны, скажу: это требует его личной психотерапии, но только при его желании этим заниматься и сохранить семью. И тогда, может быть, случится трансформация его поведения, если удастся проработать причины такой тирании.

Но это требует основательной работы над собой, и, повторюсь, он должен лично быть заинтересован в том, чтобы этим заниматься. Но, вы пишете, он только звонит и говорит об обещаниях, а конкретных действий, доказывающих его изменения, нет. Не говоря уже о том, что он ставит под сомнение свое отцовство.

Попробуйте себе ответить на вопросы:

  • Чувствуете ли вы себя в безопасности рядом с ним?
  • Какое отношение к себе вы считаете допустимым?
  • Доверите ли вы ребенка отцу, учитывая такие агрессивные проявления?
  • Как такое поведение может сказаться на развитии сына?

Ответы на эти вопросы помогут найти адекватный вектор движения для вас и вашего ребенка. Рекомендую вам обратиться на горячую линию помощи пережившим домашнее насилие, там вам окажут юридическую и психологическую помощь!

От редакции

Если вы оказались в ситуации насилия, как можно скорее обратитесь за поддержкой — например, в благотворительный центр «Сестры» по телефону +7 (499) 901 02 01 или в центр «Анна» (помощь женщинам, пережившим любое домашнее насилие): 8 (800) 7000 600.

Также посмотрите службы бесплатной психологической помощи в вашем городе, а еще есть бесплатная психологическая помощь онлайн, например при МЧС.