Моя 15-летняя внучка учится на «свободном посещении». Началось это еще в прошлом году во время эпидемии коронавируса. И до сих пор она категорически отказывается посещать уроки очно. Мотивирует это тем, что в школе шумно, у нее начинает болеть голова, все раздражает.
Общаться с другими детьми не хочет. Ее никто не обижает, врагов нет: ни среди других школьников, ни среди учителей. Говорит, что у нее социофобия. На улицу выходит крайне редко, а в интернете сидит с удовольствием, играет.
Что с этим делать?
Татьяна, 60 лет
Вопрос социализации у подростков стоит остро. В 13–16 лет начинается половое созревание. Гормоны перестраиваются, и пока довольно хаотично, поэтому эмоциональные качели сильно ощутимы. Также в это время обостряются различные проблемы ментального здоровья. Родители должны быть крайне внимательны к детям в этом возрасте и с доверием относиться к тому, что они говорят. Если ребенок не хочет идти в школу и общаться со сверстниками, значит, на то есть причины. Давайте разберем несколько из них.
Стрессовые ситуации. Они могут оказать сильное воздействие на психику ребенка. Пандемия, к примеру, может вызывать и страх нахождения в месте скопления людей, и страх смерти, и тревогу за близких.
Социофобия. Это одна из разновидностей психического расстройства. Обычно первые проявления начинаются до десяти лет. Как и любые аналогичные диагнозы, социофобия может передаваться по наследству.
Симптомы социофобии бывают физические и эмоциональные. Физические проявления — это тошнота, боли в животе, головные боли и боли за грудиной, слабость, вегетативные нарушения (повышенная потливость, высокое давление, учащенное сердцебиение, тремор).
Главное эмоциональное проявление заключается в том, что при скоплении людей человек становится замкнутым, беспокойным. При этом подросток может избегать общения с сверстниками в режиме оффлайн, эмоционально зажиматься при разговоре с людьми или при необходимости отвечать на уроках.
Социофобия — опасное заболевание, которое может перерасти в подростковую депрессию, если не начать его вовремя лечить. Самостоятельно поставить диагноз невозможно, и поэтому требуется квалифицированная помощь детского психиатра.
Ребенку с социофобией необходима поддержка, внимание, вовлеченность в его интересы. Очень полезны разные виды спорта и совместные семейные хобби.
Игровая зависимость. В пандемию компьютер начинает заменять ребенку социальную жизнь. Постепенно для него он становится более привлекательным и безопасным, чем жизнь в реальном обществе.
Международная психиатрическая ассоциация выделяет следующие симптомы зависимости от компьютерных игр:
появление навязчивых мыслей об игре даже во время других занятий;
беспокойное, раздражительное, иногда неоправданно печальное состояние игрока при попытке уменьшить время игры или отказаться от нее;
возникновение потребности увеличивать время в игре и использовать более мощный гаджет;
потеря контроля над ситуацией: невозможность самостоятельно выйти из игры, перестать думать об игре;
восприятие других развлечений (общение с друзьями, хобби) в качестве помех;
невозможность остановиться даже при осознании всех негативных последствий;
возникновение необходимости лгать себе и близким о количестве времени, проведенном в игре.
Определить степень зависимости и помочь может психолог. В любой школе есть такой специалист. В любом регионе или областном городе есть психологический центр для помощи детям, подросткам и их родителям. Можно обратиться туда.
Манипуляция. Иногда дети прибегают к симуляции симптомов и этим манипулируют родителями для облегчения своей жизни. В этом случае необходимо более тщательно изучить поведение подростка, наладить с ним контакт и больше говорить об его тревогах.
В любом случае нежелание принимать участие в социальной жизни — тревожный симптом для подростка, он говорит о неполадках в семье. Потребности ребенка в безопасности нарушены, необходимо искать причину и устранять ее.