Моя 15-летняя внучка учится на «свободном посещении». Началось это еще в прошлом году во время эпидемии коронавируса. И до сих пор она категорически отказывается посещать уроки очно. Мотивирует это тем, что в школе шумно, у нее начинает болеть голова, все раздражает.

Общаться с другими детьми не хочет. Ее никто не обижает, врагов нет: ни среди других школьников, ни среди учителей. Говорит, что у нее социофобия. На улицу выходит крайне редко, а в интернете сидит с удовольствием, играет.

Что с этим делать?

Татьяна, 60 лет

Вопрос социализации у подростков стоит остро. В 13–16 лет начинается половое созревание. Гормоны перестраиваются, и пока довольно хаотично, поэтому эмоциональные качели сильно ощутимы. Также в это время обостряются различные проблемы ментального здоровья. Родители должны быть крайне внимательны к детям в этом возрасте и с доверием относиться к тому, что они говорят. Если ребенок не хочет идти в школу и общаться со сверстниками, значит, на то есть причины. Давайте разберем несколько из них.

  • Стрессовые ситуации. Они могут оказать сильное воздействие на психику ребенка. Пандемия, к примеру, может вызывать и страх нахождения в месте скопления людей, и страх смерти, и тревогу за близких.

  • Социофобия. Это одна из разновидностей психического расстройства. Обычно первые проявления начинаются до десяти лет. Как и любые аналогичные диагнозы, социофобия может передаваться по наследству.

Симптомы социофобии бывают физические и эмоциональные. Физические проявления — это тошнота, боли в животе, головные боли и боли за грудиной, слабость, вегетативные нарушения (повышенная потливость, высокое давление, учащенное сердцебиение, тремор).

Главное эмоциональное проявление заключается в том, что при скоплении людей человек становится замкнутым, беспокойным. При этом подросток может избегать общения с сверстниками в режиме оффлайн, эмоционально зажиматься при разговоре с людьми или при необходимости отвечать на уроках.

Социофобия — опасное заболевание, которое может перерасти в подростковую депрессию, если не начать его вовремя лечить. Самостоятельно поставить диагноз невозможно, и поэтому требуется квалифицированная помощь детского психиатра.

Ребенку с социофобией необходима поддержка, внимание, вовлеченность в его интересы. Очень полезны разные виды спорта и совместные семейные хобби.

  • Игровая зависимость. В пандемию компьютер начинает заменять ребенку социальную жизнь. Постепенно для него он становится более привлекательным и безопасным, чем жизнь в реальном обществе. 

Международная психиатрическая ассоциация выделяет следующие симптомы зависимости от компьютерных игр:

  1. появление навязчивых мыслей об игре даже во время других занятий;

  2. беспокойное, раздражительное, иногда неоправданно печальное состояние игрока при попытке уменьшить время игры или отказаться от нее;

  3. возникновение потребности увеличивать время в игре и использовать более мощный гаджет;

  4. потеря контроля над ситуацией: невозможность самостоятельно выйти из игры, перестать думать об игре;

  5. восприятие других развлечений (общение с друзьями, хобби) в качестве помех;

  6. невозможность остановиться даже при осознании всех негативных последствий;

  7. возникновение необходимости лгать себе и близким о количестве времени, проведенном в игре.

Определить степень зависимости и помочь может психолог. В любой школе есть такой специалист. В любом регионе или областном городе есть психологический центр для помощи детям, подросткам и их родителям. Можно обратиться туда. 

  • Манипуляция. Иногда дети прибегают к симуляции симптомов и этим манипулируют родителями для облегчения своей жизни. В этом случае необходимо более тщательно изучить поведение подростка, наладить с ним контакт и больше говорить об его тревогах.

В любом случае нежелание принимать участие в социальной жизни — тревожный симптом для подростка, он говорит о неполадках в семье. Потребности ребенка в безопасности нарушены, необходимо искать причину и устранять ее.