Заместитель главного врача по реабилитационной работе, Действительный член Российской Психотерапевтической Ассоциации (РПА). Специальный психолог, клинический психолог, юнгианский психолог, семейный психолог, перинатальный психолог.

Я учусь дистанционно на учителя иностранного языка. Недавно проходила практику в школе и думала, мне будет интересно, я получу опыт. Но я разочаровалась в этой практике и в себе тоже. Мне толком не объясняли, как преподавать ученикам, не знакомили с классом, не давали советов. Руководителям было просто плевать на меня. Я чувствовала себя некомпетентной, глупой и неуверенной в себе. Куратор по практике сказала, что у меня очень тихий голос. Какой из меня учитель, если я такая зажатая и тихая?

Летом я была на временной работе в офисе, там особо ни с кем не общалась. Работа была муторной — я просто занималась архивированием документов. В такой деятельности невозможно проявить себя, это было скучно и бессмысленно. Меня критиковали, терпели опоздания и ошибки. Наверное, они считали меня тупой и бесполезной. Я боюсь, что не стану нормальным работающим человеком, не стану хорошим учителем...

Жансая, 24 года

Жансая, это отлично, что вы подняли вопрос реализации себя в профессиональной жизни. Но я бы не шла по пути разделения социальной сферы и личностного взросления. Давайте разберем все по порядку, чтобы понять, как от вашего мироощущения, самооценки, восприятия себя как личности зависит и самореализация в профессиональной сфере.

В ваших словах звучит неуверенность в себе. Скорее всего, это проявляется также в отношениях с друзьями, партнерами, мамой и другими людьми. Вполне возможно, эта черта проявилась в детстве, когда кто-то из значимых взрослых или сверстников сомневался в вас, в ваших чувствах. Может, вас обижали, и вы не смогли отстоять свое мнение или свою идентичность в мире подростков или взрослых. И тогда сформировалась реакция: оценивая свои качества или деятельность, опираться на мнение других.

Думаю, вам будет интересно узнать, как звучит определение самооценки. «Самооценка — представление человека о важности своей личности и деятельности среди других людей; оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто»*. Во время взросления происходит формирование мнения не только об окружающем мире, но и о себе.

В психологии есть такое понятие как «Я-концепция». Человек оценивает себя, исходя из своего соответствия ценностям той эпохи, в которой он живет. Например сейчас ценится успешность, умение вести за собой, четко выполнять поставленные задачи и получать за это хорошее вознаграждение. «Если я лучший, значит, я успешен, богат и уважаем в обществе».

Вы об этом много писали в своем вопросе, но здесь упустили один момент: успешный человек не только компетентен, но и адекватно относится к своим неудачам, умело превращает их в опыт, который помогает достигать новых высот.

В любом достижении бывают ошибки, провалы, недостаток компетентности

Например, в вашем случае можно отреагировать по-другому, взять ответственность за свою стажировку на себя. «Только мне нужен опыт, только я могу просить, требовать, чтобы мне подсказали, скорректировали, показали слабые и сильные места в моей деятельности. Только мне это нужно для будущей учебы, работы, карьеры».

Ошибаясь и получая обратную связь, можно скорректировать свои действия и двигаться дальше. В любом достижении бывают ошибки, провалы, недостаток компетентности. Но важно понимать, что на этом выстраиваются дальнейшие цели.

От других людей зависит ваше понимание, куда двигаться. Но не может формироваться ваше мнение о себе. В этом кардинальное отличие от человека, который проваливается в роль жертвы: «Все виноваты и должны мне помогать, а если нет, то я плохая и не достойна потраченного на меня времени».

Так же и с вашей работой, на которую вы опаздывали и делали ошибки. Если бы после первой неудачи вы успокоили себя, что все в начале ошибаются, но у вас есть сильные стороны (например, хорошая обучаемость, дисциплина, веселый нрав, упрямство), то на следующий день, собрав эти качества в кулак, вы бы делали меньше ошибок. Встав пораньше, вы бы уже не опаздывали и показали остальным сотрудникам, что готовы к изменениям и быстро реагируете на критику.

Подумайте, чего вы достигли на сегодняшний момент, похвалите себя за это

Жансая, вы поднимаете тему самореализации, и это говорит о том, что вы готовы к изменениям и вам нужна помощь. Давайте сейчас поговорим, как можно поднять самооценку. Работать с ней можно самостоятельно, и это приводит к результатам. Вот пара советов.

1. Напишите список, состоящий из таких пунктов:

  • мои отношения с родителями;
  • мои отношения с друзьями;
  • мои отношения с коллегами;
  • мои отношения с партнером;
  • моя профессиональная деятельность;
  • моя внешность;
  • мой уровень знаний;
  • мой интеллект;
  • мои увлечения.

Оцените свои достижения в этих сферах по 10-балльной шкале. Отметьте, что хотели бы получить в идеале. И что для достижения желаемого результата готовы сделать прямо сейчас, через месяц и далее. Делайте такой мониторинг сначала раз в неделю, а после раз в месяц. Это поможет отслеживать и корректировать свои дальнейшие действия.

2. Подумайте, чего вы достигли на сегодняшний момент, похвалите себя за это. Вообще хвалить себя нужно за все свои достижения, даже маленькие. И еще надо отслеживать, когда вы начинаете обесценивать свои чувства, поступки, намерения. Читая ваше письмо, можно понять, что наказывать себя вы научились. Осталось научиться себя хвалить и давать себе возможность быть несовершенной (хотя бы иногда!).

3. Еще я советую вам заняться спарринговыми видами спорта. В паре вы быстрее научитесь уверенности, упорству и работе в команде.

Желаю вам удачи в этих начинаниях! И тогда вы сможете достичь успеха в любой выбранной профессиональной деятельности!


* Википедия