Анастасия Ливанова
Клинический психолог, сексолог, член Всемирной ассоциации Позитивной транскультуральной психотерапии (WAPP), преподаватель психологии.

Каждый раз, когда я нахожусь в школе, я думаю, что одноклассницы красивее меня: стройнее, выше, их лица практически идеальны, не имеют никаких изъянов… Я сравниваю себя с ними и понимаю, что у меня слишком толстые ноги, неидеальное лицо, некрасивый голос.

Часто думаю о том, сколько мне нужно есть, насколько сильно я должна изнурять себя учебой, пытаясь доказать, что я хоть в чем-то хороша.

Да и к тому же парни из нашего и параллельного класса словно не замечают меня. От этого обидно, но я стараюсь делать вид, что все хорошо, что я такая же веселая девочка со странным юмором.

Диана, 14 лет

Диана, в вашем рассказе видно, что внешность одноклассниц выступает для вас важным ориентиром. А значит, вам действительно это для чего-то нужно.

Зависть, как и все наши чувства, помогает понять наши потребности. Что скрыто за вашим желанием быть более привлекательной? Возможно, это потребность в принятии, в контакте с окружающими?

Вы пишете, что часто думаете о том, сколько нужно есть, изнуряете себя учебой. Я вижу в этом поведении стремление соответствовать вашему ориентиру. Вы проявляете усердие, чтобы достичь то, что для вас важно и ценно. Похоже, вы умеете ставить цели и идти к ним.

Но если у вас получится понять, какие потребности вы стараетесь удовлетворить через стремление к вашему ориентиру, то следует также подумать, какими еще более «экологичными» способами можно это сделать.

Если, например, за вашим стремлением к привлекательности стоит потребность в контакте с окружающими, то можно найти новые возможности наладить с ними взаимодействие. Или найти других людей, с кем получается выстраивать общение.

При этом необязательно отказываться от старых идеалов — если они есть, значит, они вам нужны. Но, может быть, если вы обратите внимание на новые способы, то появится вариативность. А значит, внимание уже не будет так сильно сфокусировано на единственной возможности закрыть потребности.