Больше чем учитель: кто такой ментор и зачем он нужен ребенку
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Кто такой ментор?

Ментор — это авторитетный взрослый, который направляет ребенка и помогает с определением себя, своих интересов и способностей. Основное отличие ментора от учителя в том, что ментор не обучает ребенка школьной программе, а помогает найти свой жизненный и карьерный путь.

Ребенку бывает сложно понять свои слабые и сильные стороны, определить круг интересов, выбрать профессию, а ментор своим примером может мотивировать его на работу в нужном направлении. Если учитель решает проблему получения новых знаний, то ментор может помочь с профориентацией, вернуть потерянный интерес к учебе.

Также ментор помогает справиться с вредными привычками или проблемами в коммуникации со сверстниками.

Главные профессиональные качества ментора — это развитый эмоциональный интеллект и эмпатия, терпение и умение уважительно общаться с ребенком, инициативность и ответственность. Среди навыков: активное слушание (то есть умение в процессе выражать свои соображения и чувства), умение правильно критиковать и хвалить, давать обратную связь. Хороший наставник должен уметь находить подход к ребенку, быть гибким и внимательным.

Как и где искать ментора?

Чтобы стать ментором, в первую очередь важно иметь глубокий личный опыт и мотивацию. Помимо этого, кандидат должен иметь образование в области педагогики и детской психологии, а также навык общения с детьми разных возрастов. Он должен понимать суть и задачи менторинга, особенности этого процесса; хорошо, если у него уже был успешный опыт работы с менти (подопечным).

Поиск наставника стоит начать с формирования запроса: продумайте заранее навыки и качества, которые вы ожидаете встретить в менторе. Сформулируйте несколько ключевых вопросов для кандидата. И, уже подготовившись, начинайте поиски. Найти ментора можно и в школе (если среди преподавателей есть те, кто занимается менторингом), на подготовительных курсах, кружках, лекциях, интенсивах.

Другой вариант — искать в своем окружении человека с личным вдохновляющим примером. Например, построившего карьеру в той области, в которой подопечный мечтает преуспеть. 

Зачем нужен менторинг?

Один из современных трендов в образовании — запрос на системное и комплексное развитие навыков и знаний. Менторинг как раз нацелен на приспособленность к жизни, эффективное мышление, изучение своего потенциала, формирование навыков его использования в сложных ситуациях.

Нынешние родительские ожидания требуют от педагогики адаптивности: с ранних лет человек выбирает и формирует свои предпочтения, интересы, способности и с вызовами «большого мира» сталкивается уже в подростковом возрасте.

Ребенку для гармоничного развития важен не только объем знаний, но и умение адаптироваться в обществе, выстраивать отношения

Если подросток подвергается насмешкам или травле, не справляется самостоятельно, помимо школьного психолога и родителей, которые также работают над комфортом ребенка, ему будет полезен авторитетный взрослый, у которого можно просить совета.

Школьному учителю, под опекой которого огромное количество детей, может иногда не хватать времени для более глубокого погружения в проблемы безопасности, а ментор не только способен уделить значительное внимание этому вопросу, но и сориентировать ребенка в решении конкретных проблем с социализацией.

Ментор справляется со своей работой, если ребенок чувствует себя эмоционально комфортно, понимает свои интересы и возможности, учится формулировать цели и достигать их, идентифицировать свои желания и выражать эмоции.

Как это работает?

Сначала ментор и менти знакомятся, формируют доверительную атмосферу. Обеим сторонам должно быть комфортно работать вместе. Родители решают, насколько ментор подходит ребенку. Если все прошло хорошо, с ментором назначают новую встречу.

На втором этапе ментор выявляет потребности менти, его запрос, формирует план работы, цели и то, как их достижение будет измеряться, определяет таймлайн. Составляется график работы — периодичность и длительность встреч.

Третий этап — основной: ментор направляет ребенка в работе и контролирует выполнение заданий по составленному плану, но не выполняет задания за него. На этой стадии ментор определяет для себя, насколько активным ему нужно быть в паре, а менти — насколько ментор помогает ему.

Заключительный этап менторства — наблюдение: наставник оставляет своего подопечного и наблюдает, анализирует ситуацию со стороны, давая ему полную возможность проявить самостоятельность.

Отношения ментора и подопечного строятся на доверии и поддержке. Важно, чтобы в таком общении менти чувствовал и знал, что его наставник не будет осуждать его, а наоборот, будет понимать и принимать. Ребенка можно заинтересовать, но не заставить: он должен сам быть настроен на работу с наставником, самостоятельно заботиться о выполнении заданий и не пропускать встречи.

Как долго ментору нужно будет работать с ребенком, всегда решается индивидуально и зависит как от подопечного, так и от наставника. Чтобы работа была успешной, нужно правильно ставить цели. Обычно ментор остается рядом, пока ребенок не научится сам эффективно реализовывать все те задачи, которые прорабатывались в паре. 

Екатерина Кержнер

Директор по коммуникациям с учителями образовательной онлайн-платформы Учи.ру