Чем гордится Россия с точки зрения искусства?

Самые модные направления живописи

В 90-е годы в России начали использовать термин «актуальное искусство». К нему относится современное, но при этом новаторское искусство: например, новые техники, идеи или использование новых материалов и технических средств.

Помимо концептуальной линии актуальна и академическая живопись, которую, например, поддерживает Российская академия художеств. Главные ценности таких работ — искренность, наивность и духовность. Так, например, работы Натальи Нестеровой демонстрируют поучительные сюжеты и глубину мысли. Также отличные примеры — колоритные и экспрессивные работы Ольги Булгаковой, тщательно проработанные картины Дмитрия Иконникова или религиозно-мистические образы Анатолия Мосийчука.

Некоторые идеи постмодернизма поддерживает концептуальное направление в живописи. По сути, художники подвергают сомнению все ценности и разрушают каноны. Один из первых «мечущихся», Олег Ланг, ушел от идей целостности на полотнах к пестрой дисгармонии. Так, например, ломает стереотипы и Константин Худяков, меняя привычную живопись на цифровую. Из современных популярных художников также можно выделить Алексея Дубинского, сочетающего экспрессию и абстракции с новыми смыслами и нестандартным подходом к портрету.

С 1994 года художники Владимир Дубосарский и Александр Виноградов работают в дуэте, развивая альтернативную живопись. Выбирая классические сюжеты и персонажей, они доводят ситуацию до абсурда и помещают в самую необычную обстановку. Молодых творцов много. Например, выдающиеся работы создают Иван Горшков, Ян Гинзбург, Света Шуваева, ставшая художником года по версии ярмарки искусства Cosmoscow в 2016 году, и многие другие.

Чем гордится Россия с точки зрения искусства?

От ручного труда — к инновациям

С 2000 года растет интерес к использованию техники и цифрового пространства в искусстве. Все больше художников начинают эксперименты с инсталляциями, соединяют техники и материалы.

Например, творческое объединение AES+F (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский и Владимир Фридкес), работающее на стыке разных дисциплин. За его плечами — десятки выставок в России и по всему миру, перформансы и различные виртуальные арт-объекты. Они умело комбинируют свои навыки и талант с искусственной реальностью и возможностями цифровых технологий.

Еще одни творцы в жанре инсталляций — творческий дуэт и семейная пара Илья и Эмилия Кабаковы. Концептуальности их работам не занимать. Они работают в жанре тотальных инсталляций, то есть создают пространство до мелочей, передавая воображаемую или некогда реальную атмосферу.

В жанре инсталляций и скульптур творят многие молодые таланты, например, Евгений Антуфьев. Арт-объектами и мультимедиа занимается также RECYCLE GROUP — их выставку можно было увидеть в Мультимедиа Арт Музее в Москве.

Чем гордится Россия с точки зрения искусства?

Музыка, графика и видео как часть перформанса

Современные художники экспериментируют, объединяя все средства коммуникации: музыку, свет, цвета и изобразительное искусство. Главным адептом аудиоперформанса можно назвать Николая Наумова, создателя скульптурного симфонизма. Технобиологические произведения искусства создают Елена и Дмитрий Каварга, Владимир Смирнов и многие другие.

Можно ли назвать творения популярных российских диджеев, музыкантов и композиторов искусством? Вопрос остается открытым, но нельзя отрицать их весомый вклад в культуру и историю страны. Это относится и к жанру видеоперформанса — не кино в классическом представлении, а именно акция.

Например, известная актриса Полина Канис работает в жанре видеоперформанса. В 2011 году она стала лауреатом Премии Кандинского в номинации «Молодой художник».

Перформансы часто сочетают не только с видео, музыкой, но и с инсталляциями. Так, например, работает художница, акционерка Ольга Кройтор. Ее акции и выступления отлично оттеняют интерьерные работы и печатную графику собственного авторства.

Чем гордится Россия с точки зрения искусства?

Новые городские скульптуры и живопись

Россия богата талантливыми скульпторами, причем с особым взглядом и новизной. Например, творческий дуэт Андрея Блохина и Георгия Кузнецова вдохновляется античными и религиозными мотивами, но интерпретирует все в особой манере с новаторским подходом.

Дмитрий Аске — один из самых известных творцов уличной волны. Он активно создает росписи, скульптуры и многослойные картины. Их главная особенность — мозаика. Выглядит оригинально и эффектно подчеркивает стиль большого города. Урбан отлично дополняет и стрит-арт, например, в исполнении Покраса Лампаса, и провокационные работы Тимофея Радя.

Еще один известный скульптор, который также занимается костюмами и сценографией, — Роман Ермаков. Его арт-объекты скорее напоминают фантастические корабли, и не просто так — в основе лежат серьезные математические расчеты, геометрия и физика. Необычные арт-объекты создает и Андрей Люблинский, умело смешивая дизайн, объекты, юмор и отсылки к пиксельной графике.

Чем гордится Россия с точки зрения искусства?

Все так же на пуантах

О российской хореографии ходят легенды. Это огромная ценность и часть нашей культуры — как традиционные народные танцы, так и балет. Однако современный балет имеет и новые направления. Если раньше артистам задавали строгие рамки и каноны, то сейчас больше внимания уделяется исследованию себя и собственного тела, а также свободе и экспериментам с пространством и выражением чувств.

Так, огромный вклад в развитие танца внесла прима-балерина Диана Вишнёва, основательница фестиваля Context, где популярные и начинающие артисты обмениваются опытом и совершенствуются. Александр Пепеляев также известен на весь мир: более 20 лет назад он создал группу «Кинетик» и был у истоков Центра современного танца (ЦЕХ), где сейчас можно освоить основы актуальной хореографии.

Огромный вклад в развитие танца вносят такие хореографы, как Владимир Варнава, Павел Глухов и Ольга Пона. Кстати, появляются и совсем новые имена: Андрей Кайдановский уже успел поставить работы на сценах двух крупнейших театров Москвы, например, в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Академизм сливается с эстрадой, появляются новые формы и экспрессия, как, например, в творчестве Сергея Полунина, вернувшего зрителя искусству танца и движения. Современная хореография — это раскрытие индивидуальности артиста и в меньшей степени — четкий алгоритм и строгие правила.

Искусство меняется и движется, как и все в нашем мире. Оно отражает новые идеалы и ценности, социум и экономические условия. Однако самое приятное: к искусству может прикоснуться каждый — как в роли зрителя, так и начав путь творца.