Джеймс Франко: «Я люблю эту зону – между»

В Берлине жуткая погода. Во время Берлинале, в феврале, тут всегда дует, сдувает, задувает, хочется плакать и твои собственные слезы смешиваются с каплями холодного дождя. Во всяком случае, ветер такой, что глаза слезятся. И когда я вхожу в Tesiro Lounge, организованную ювелирным брендом вип-гостиную Берлинского фестиваля, мне все еще не удается проморгаться. А он и вовсе сморкается – актер-звезда, который меня ждет, потому что пришел раньше назначенного времени. Он сморкается, и морщится, и совсем не похож на того блестящего молодого человека, который, казалось бы, создан играть волшебников и сказочников. Он меньше ростом – чуть выше среднего. Он не романтически серьезен, а улыбчив, хотя его глаза редко улыбаются. Он не жестикулирует, в нем вообще нет никакой артистической взвинченности…

Он самый спокойный и уравновешенный человек на свете, этот Джеймс Франко. И ему идет это черное полупальто с длинным воротником, имитацией старомодного каракуля… Я говорю ему, что такие воротники видела в детстве на солидных коммунистических функционерах и совсем не ожидала увидеть его на кинозвезде и законодателе мод. А Франко объясняет, что носит это пальто как раз из обязательств перед маркой одежды, лицом которой является. Но больше не соблюдает никаких обязательств. Вернее, не берет их на себя… Так отныне и будет в нашем разговоре: Франко не столько отвечает на вопросы, сколько подвергает их сомнению. Это, видимо, одна из главных черт его личности – подвергать сомнению все. Что выходит у него вполне естественно. В конце концов, он не только актер, но и видная фигура современного искусства.

Особый путь

Джеймс Франко родился в 1978 году в Пало-Альто, Калифорния. В 1994 году вместе с бабушкой Митци Верн путешествует по Японии, потому что любимые писатели будущего актера, Джек Керуак и Аллен Гинзберг, имели опыт путешествий в экзотические страны. В 31 год становится одним из героев самого долгоиграющего сериала США «Главный госпиталь». Роль Франко – некто Франко, самовлюбленный художник. Эту роль актер называет «идеальным перформансом». К этой же категории он относит и свое участие в кинокомиксе «Человек-паук». В 2013 году начинают выходить в свет три созданные режиссером Франко экранизации: «Когда я умирала» и «Шум и ярость» Уильяма Фолкнера, «Дитя божье» Кормака Маккарти. Во всех фильмах Франко снялся как актер. В 2015 году как режиссер и продюсер завершает работу над фильмом о детстве и мятежной и безрадостной юности одного из своих любимых писателей, Чарлза Буковски.

Жизнь – это дело? Ее делают?

Дж. Ф.: Да, если понимать, что гулять по эвкалиптовой роще и шуршать твердыми опавшими эвкалиптовыми листьями – тоже очень важное дело. Жить для меня – не делать что-то, а иметь желания и реализовывать желаемое. Не ждать, когда выпадет шанс, когда будет возможность, когда сложатся обстоятельства. Начинать реализацию своих желаний сейчас – вот что такое жить. Мне всегда казалось странным, как люди усложняют свой путь, неверно формулируя цель. Например: «Я хочу стать режиссером». Ну а фильм-то ты какой хочешь снять? Или просто хочешь пребывать в статусе режиссера? Это же неточно сформулированная цель! Я стал режиссером не потому, что хотел стать режиссером. Я хотел снять фильм. И для этого мне не нужно было учиться в киношколе. Я сейчас не о результате – фильм я снял, может, и убогий – я о своем желании, которое я реализовал. Но я не хотел сыграть определенную роль, я хотел стать актером – иметь эту профессию, ею зарабатывать на жизнь, конкретные роли значения не имели. И поэтому бросил когда-то университет и начал ходить на пробы.

Поговорим об этом?

В начале 2015 года вышли сразу три фильма с участием Джеймса Франко и сразу стали событиями. «Меня зовут Майкл» Джастина Келли вызвал бурную дискуссию, в нем Франко – борец за права секс-меньшинств, отрекшийся от своей гомосексуальности и ставший пастором. А «Все будет хорошо» Вима Вендерса и «Королева пустыни» Вернера Херцога обречены на внимание уже потому, что сделаны современными киноклассиками.

Джеймс Франко: «Я люблю эту зону – между»

Но, уже став актером, вы стали учиться писательству. Что не очень частый случай. Актеры иногда, конечно, становятся режиссерами, но вот так всерьез окончить киношколу, как вы, и потом поставить «Шум и ярость»… Это ведь тоже нечасто. Как все это с вами случилось?

Дж. Ф.: Да просто я всегда хотел стать всем – актером, художником, морским зоологом, писателем. Не смейтесь, я серьезно. В школе хотел стать актером, но понимал, что эта профессия связана с постоянными отказами, а я к ним не был готов. Второе желание было стать художником. Но родители мои, по образованию оба художники – они даже познакомились в классе живописи в Стэнфорде, – категорически отказались оплачивать «эту авантюру». Просто так и сказали: любой университет, любой факультет кроме этого, поскольку «это» просто недальновидно. Понимаете, у меня все родственники связаны с искусством. У бабушки, сколько себя помню, была галерея, она специализировалась на искусстве Востока, особенно Японии. Мама детская писательница, но графикой и живописью занимается до сих пор. Отец, хоть и работает в бизнесе, на жизнь и мир вокруг по-прежнему смотрит как художник. И поэтому они считали, что в моем решении была некоторая предзаданность – в смысле, я вырос в такой среде и просто не представляю себе иной жизни. А способности у меня, с их точки зрения, были не выдающиеся. Средние способности. Мама и сейчас так считает – что я неплохой актер, а художник средний. И действительно, особенные способности у меня были к математике, я учился в математической школе в старших классах, меня даже взяли на практику в одну из ведущих компаний в области высоких технологий – в Lockheed Martin. Теперь, как уже взрослый человек, я понимаю родительские опасения: парень и так проблемный, а еще и в богему целит.

Три чужих лица Джеймса Франко

Cовременный художник

В 2013 году прошла его персональная выставка в галерее Pace; тогда же Франко выступил сокуратором выставки «Кинематографические образы: живопись на грани реальности» в галерее Victoria Miro, тоже в Лондоне. Франко и сам не боится быть объектом искусства: на кинофестивале «Санденс» «бабушка» перформанса Марина Абрамович покрыла тело актера золотыми листками и превратила его в «божество во плоти», причем процесс транслировался в интернете. А один из главных деятелей «совриска» Дуглас Гордон в совместной с Франко мультимедийной видеоинсталляции воспроизвел ряд эпизодов из фильма Хичкока «Психоз» (на фото вверху).

Главный герой

50-х Первая заметная роль Франко, за которую он был награжден «Золотым глобусом», – роль его тезки и коллеги Джеймса Дина в телевизионном байопике о «лице» «рассерженных» 50-х и «бунтаре без причины», чей культ утвердило время. «Фокус в том, что чем лучше я скрываюсь за чужим лицом и судьбой, тем узнаваемее становлюсь».

Гангста-рэпер

Эту мысль подтвердил триумф Франко в своего рода рэп-фильме Хармони Корина «Отвязные каникулы» (2012). Роль, в которой за гримом и «гангста»-жестикуляцией Франко было непросто разглядеть. Вот уж где актеру помогли уроки лос-анджелесского «Макдоналдса»!

Проблемный? Вы были проблемным подростком?

Дж. Ф.: И это еще мягко сказано. В последний год в школе я, по чести сказать, чуть не сел. Ну, сначала граффити и задержания за них, потом воровать начали. С одноклассниками. Один отвлекал продавщицу, другой в это время таскал парфюмерные тестеры. Ну и загоняли их. На предварительных слушаниях меня спасло то, что я был отличником. В характеристике из школы написали: неуправляем, но блестящ! Ну, что-то в этом роде. Я не то чтобы был блестящ – наоборот, я был страшно стеснителен, мне было неуютно в собственной жизни и собственной коже. Но, как ни странно, я действительно был круглым отличником. И не из-за необычайных талантов, а просто делал все уроки, серьезно относился к учебе. Когда тебе плохо в своем теле, хочешь хоть в чем-то быть первым. Учеба – самый простой путь. В общем, судья решила дать мне шанс исправиться. Спасибо ей. Я тогда взялся за ум. И поступил на филфак. Но через год бросил: решил все-таки становиться актером. Родители отказались поддержать и эту авантюру, поэтому по ночам я работал в «Макдоналдсе», а днем ходил на актерские курсы. Кстати, «Макдоналдс» – это полезно для актеров. Слышишь разные акценты, разные манеры говорить, видишь разные способы проявлять себя... Ну а потом я начал сниматься. И в какой-то момент начал объяснять режиссеру, кто мой герой, какой он. Лез не в свое дело, всю группу с ума сводил, стал совершенно невыносим. Пока не осознал, что нужно становиться режиссером. Так я оказался в киношколе.