«Электронная почта» нашего мозга: что нужно знать о памяти
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru
  • Изучать память всерьез начали 120 лет назад. В основе современной нейробиологии лежат работы русского ученого-физиолога Ивана Павлова, известного экспериментами на собаках. К слову, на собаках современные ученые больше не работают, собаки — это слишком большой и ценный объект.

  • В нашем мозге около 90 миллиардов нервных клеток, это в десять раз больше, чем жителей на нашей планете. При этом каждый нейрон формирует от трех до десяти тысяч контактов. Представьте, что у вас в кармане есть записная книжка, в которой пять тысяч человек, и вы регулярно созваниваетесь с каждым, чтобы обменяться информацией.

  • Основная область нашей долговременной памяти — кора больших полушарий мозга. За кратковременную память отвечает небольшая зона в глубине височных долей, гиппокамп.

  • Когда мы говорим о памяти, мы подразумеваем существование и возникновение в нашем мозге стабильных каналов для передачи информации. Сигнал начинает надежно передаваться из пункта А в пункт Б, от нейрона к нейрону. Восприятие объекта или ситуации обретает связь с реакцией. 

  • Устройство памяти можно сравнить с принципами работы электронной почты. Если вы регулярно обмениваетесь письмами с одним и тем же адресатом, его e-mail со временем автоматически появляется в предложенных. Похожим образом функционирует память: сигнал стремится от одной нервной клетки к другой, запускает выделение химического вещества (нейромедиаторов), достигает конечного пункта и создает реакцию.

  • Кратковременную память легко переполнить однотипной информацией. Это можно назвать «эффектом музея» — в первый час прогулки по Эрмитажу все кажется красивым и интересным, но через определенное время все фламандцы сливаются в одно единое цветовое пятно и совсем не вызывают восторгов.

  • Как же разгружать кратковременную память? Менять виды деятельности, переключаться с умственной деятельности на физическую. После 15-20 минут быстрой ходьбы мозг начинает работать гораздо эффективнее.

  • Основная часть процесса перезаписи информации из кратковременной памяти в долговременную происходит во сне, именно поэтому так важно спать достаточное количество времени.

  • Важно осознанно ограничивать себя от негативной информации.

Она эмоционально значима, соответственно, останется в долговременной памяти, и от нее будет очень непросто избавиться

Древние римляне на пирах с помощью рвотного рефлекса избавлялись от лишнего, но с мозгом так просто не получится.

  • Отличный нейромедиаторный коктейль для развития памяти: новизна, общение с друзьями и семьей, альтруизм и волонтерская деятельность, физическая активность и искусство.

  • Для укрепления долговременной памяти полезны публичные выступления и получение позитивной и негативной обратной связи от слушателей. Если такая активность дается вам сложно, начните выступать наедине перед видеокамерой.

  • Четыре условия успешного формирования долговременной памяти, которые в исходном виде сформулировал еще Иван Павлов:

  1. Чем больше эмоций вы получаете в процессе изучения нового, тем быстрее запоминается информация.

  2. Серьезная информация не усваивается с одного раза, нужно повторно «загружать ее на гиппокамп», чтобы он вновь и вновь пытался «переписать» ее на большую кору. Поэтому выражение «повторение — мать учения» является чистой правдой.

  3. В процессе обучения новому не должно быть сильных отвлекающих факторов. Мозг — процессор с ограниченными возможностями. Если в него загружено слишком много процессов, они начинают мешать друг другу. При работе с новой информацией многозадачность значительно снижает качество его функционирования. 

  4. Запоминанию новой информации мешают избыточный стресс, недостаток движения и неправильное питание. Для развития долговременной памяти важно создать необходимый эмоциональный фон, создать установку: «Я делаю это, потому что мне интересно или, если я этого не сделаю, мне будет некомфортно». Когда объединяется позитивное и негативное подкрепление, стимул становится достаточным для того, чтобы успешно справляться с какой-либо деятельностью. Но не давите на себя слишком сильно, иначе стимул может перерасти в хронический стресс.

  • Учитесь выкидывать нежелательные мысли из головы, записывая их на бумаге.

При переводе информации на внешний носитель мозг снимает с себя обязанность хранения этих данных

Если речь идет о психотравмах, то помогает когнитивно-поведенческая терапия.

  • В последние годы информация стала чрезмерно доступной, что привело к формированию «клипового мышления». Так называют алгоритм восприятия коротких информационных блоков по 10-15 минут на разные тематики. Беды в этом нет, но при столь скором перескакивании с объекта на объект много информации остается в кратковременной памяти.

  • Еще один широко используемый в медиа термин — «информационный фастфуд». Фастфудом мы называем не очень полезную, доступную и вкусную еду быстрого приготовления, которая во многом ломает нам обмен веществ. С информацией то же самое — скроллинг ленты для получения заряда эмоций мешает процессу перезаписи информации из кратковременной памяти в долговременную.

  • Мозг — абсолютно необъятная область, и чем дальше продвигаешься в его изучении, тем интереснее!

Все выступление можно посмотреть по ссылке.

Вячеслав Дубынин
Вячеслав Дубынин

Доктор биологических наук, профессор биофака МГУ, специалист в области физиологии мозга