Кадр из фильма «Гадкая сестра» (2025) | Источник: «Кинопоиск»

Кадр из фильма «Гадкая сестра» (2025)

Фото

«Кинопоиск»

О чем сказка «Золушка»

История Золушки известна большинству в версии Шарля Перро. Отец девушки женится на вдове с двумя дочерьми и вскоре умирает, оставляя Золушку полностью во власти мачехи. Та превращает ее в служанку, вынуждая выполнять самую черную работу. Девушка проводит вечера у камина, сидя в золе, из-за чего и получает свое прозвище.

Однажды принц объявляет бал, чтобы найти невесту, и приглашает всех знатных девушек королевства. Золушка помогает сводным сестрам выбирать наряды, прически и украшения, понимая, что сама никогда туда не попадет.

Но когда мачеха с дочерьми уезжает, появляется добрая фея. Она превращает ее лохмотья в платье, тыкву — в карету, мышей — в лошадей, крысу — в кучера и напоследок дарит хрустальные туфельки.

Единственное условие — нужно успеть вернуться до полуночи

На балу принц влюбляется в Золушку. Но, услышав бой часов, она в спешке покидает дворец, теряя одну хрустальную туфельку. Никто не знает, кто эта девушка — и тогда наследник решает объездить все королевство и найти ту, которой находка будет впору.

Очередь доходит и до дома Золушки. Сестры пытаются втиснуться в туфельку — все безуспешно. Тогда героиня просит разрешения примерить и легко надевает ее. Мачеха с дочерьми узнают в ней красавицу с бала, раскаиваются, и Золушка великодушно всех прощает. В финале она выходит замуж за принца и уезжает во дворец.

Но есть и другая версия «Золушки» под редакцией братьев Гримм — и именно она легла в основу «Гадкой сестры»

В ней вместо доброй феи главной героине помогает дух матери — через дерево на ее могиле и птиц. В этой версии появляются и кровавые подробности, которыми явно вдохновлялась Эмили Блихфельдт.

Так, одна из сестер отрубает себе палец, а другая — пятку, чтобы влезть в заветную туфельку, но принц оба раза замечает кровь и отказывается жениться. А на свадьбе Золушки голуби выклевывают глаза девушкам — «так были они наказаны за злобу свою и лукавство на всю свою жизнь слепотой». Ни о каком милосердии речи даже не идет.

Тест
Кто вы из диснеевских принцесс?
1/11
Какой диснеевский мультфильм нравится вам больше всего?

«Красавица и Чудовище». Это сказка, знакомая с детства — к тому же такая романтичная!

«Рапунцель». Мне нравятся мультфильмы посовременнее: в них прекрасно сочетаются идеальная картинка, захватывающий сюжет и романтика
Что-нибудь про вселенную «Звездных войн». Я не очень люблю слащавость, даже в мультфильмах. То ли дело мрачный юмор…
Кадр из фильма «Гадкая сестра» (2025) | Источник: «Кинопоиск»

Кадр из фильма «Гадкая сестра» (2025)

Фото

«Кинопоиск»

О чем фильм «Гадкая сестра»

Норвежка Эмили Бликфельдт в своем режиссерском дебюте решила переосмыслить этот всем знакомый сюжет. В ее постановке мы видим версию другой стороны — и все оказывается не так однозначно.

Мать Эльвиры (Ли Мирен) и Альмы (Фло Фагерли) Ребекка (Ане Даль Торп) выходит замуж за пожилого Отто, недавно потерявшего жену и воспитывающего дочь. Обе стороны надеятся поправить финансовое положение с помощью брака. Однако вскоре после свадьбы мужчина умирает, и выясняется, что вместо огромного наследства его вдова получит только долги.

Теперь единственный способ обеспечить семье достойное будущее — выдать одну из дочерей за принца Юлиуса (Исак Калмрот), который как раз собирается найти невесту на балу. Но есть проблема: старшая считается в обществе дурнушкой, а младшая еще даже не достигла пубертатного возраста.

Выход находится в только-только зарождающейся индустрии красоты

Доктор Эстетик предлагает уникальные операции по преображению: например, изменить форму носа, сломав его в нескольких местах, или сделать взгляд более выразительным, пришив к векам пучки накладных ресниц — все это, конечно, без анестезии. «Красота — это боль», — гласит слоган на его плакате. Параллельно девушка глотает яйцо ленточного червя, чтобы похудеть — теперь она может есть все, что захочет, но никогда не будет чувствовать сытость.

Ребекка воспринимает дочь как инвестиционный проект: берет в долг, тратит последние деньги на преображение, обещая заплатить вдвойне после бала. Ради брака Эльвиры с принцем женщина даже не торопится хоронить мужа — тот начинает разлагаться в одной из комнат замка. Но даже такие меры не помогают — ведь рядом с ее старшей дочерью всегда падчерица Агнес (Теа Софье Лок Несс) — прекрасная, изящная и грациозная девушка, которой даже не нужно ничего делать для того, чтобы привлечь внимание.

Обе девушки поступают в школу благородных девиц, где учат танец, который на балу исполнят только лучшие. Это еще один шанс предстать перед принцем во всей красе, поэтому конкуренция разворачивается нешуточная.

Ребекка подкупает преподавательницу, чтобы Эльвира прошла в следующий раунд, в то время как Агнесс становится ее фавориткой без каких-либо усилий

Сначала мачеха нейтрально относится к падчерице, но чем меньше времени остается до бала и чем сильнее преображается Эльвира, тем сложнее оказывается игнорировать тот факт, что Агнес — главная и единственная конкурентка ее дочери. Только тогда она запирает девушку дома и нагружает тяжелой работой. При этом в версии норвежского режиссера Агнесс не так невинна, как в сказке, она влюблена в конюха, с которым занимается сексом в конюшне.

Личность принца в «Гадкой сестре» тоже раскрывается с иной стороны. Если в сказке это идеальный, пусть и картонный герой — красивый, добрый, знатный, богатый, то в фильме — грубый, вульгарный и похотливый. Он в оскорбительной манере обсуждает секс, а при первой встрече с главной героиней жестоко издевается над ее внешностью.

Единственный положительный персонаж фильма — Альма, которая транслирует феминистские ценности. В отличие от матери девочка не одобряет столь радикальные методы улучшения внешности. Она пытается отговорить сестру от проглатывания яйца ленточного червя («Я бы лучше умерла, чем съела это»), а в финале оказывается единственным человеком, кто готов помочь Эльвире, которая поставила на кон все и осталась ни с чем.

Кадр из фильма «Гадкая сестра» (2025) | Источник: «Кинопоиск»

Кадр из фильма «Гадкая сестра» (2025)

Фото

«Кинопоиск»

В чем смысл фильма «Гадкая сестра»

«Гадкая сестра» продолжает тренд последних лет на боди-хорроры — те, кто смотрел «Субстанцию» Корали Фаржа 2024 года, заметят схожие сюжетные линии и режиссерские приемы. «Стань лучшей версией» — главный лейтмотив обеих картин. Только если американская лента делает акцент на старении — некогда секс-символ, а теперь 50-летняя женщина, тяжело переживает потерю молодости, то норвежская — рассказывает о попытке заполучить красоту в юном возрасте.

Мы видим, насколько по-разному общество относится к красивым и некрасивым девушкам — даже на примере одного и того же человека. Пока Эльвира носит скобы на зубах или металлическую накладку на нос, она сталкивается только с издевательствами. В ней как будто видят не человека, а отвратительное существо, которое не заслуживает хотя бы минимально уважительного отношения. Хотя девушка добра и открыта миру, любит читать стихи и гулять на природе, ее внутренний мир не имеет значения, пока внешность оставляет желать лучшего.

Чем сильнее же «гадкая сестра» приближается к идеалу, тем с большим подобострастием на нее смотрят окружающие

Таким образом желание улучшать свое лицо и фигуру любой ценой, вкладывая в пластические операции и косметологические процедуры последние деньги и расплачиваясь за красоту болью, не берется из ниоткуда. Это не блажь, не прихоть, не помешательство — зачастую это единственный шанс стать тем, с кем будут считаться и достойно обращаться.

Не только во вселенной «Гадкой сестры» встречают по одежке — лукизм прочно укоренился в реальной жизни. Мы склонны судить о людях по внешности, и это сказывается на самых разных аспектах жизни.

Исследования подтверждают: конвенционально красивые люди получают ощутимые социальные бонусы — им чаще доверяют и помогают, охотнее принимают на работу и больше платят. Это явление носит название «эффекта ореола»: мы автоматически считаем привлекательных людей более умными, добрыми и успешными, даже если оснований для этого нет. Работает это и в обратную сторону: тех, кто не вписывается в стандарты красоты, чаще недооценивают, игнорируют или даже осуждают.

Кадр из фильма «Гадкая сестра» (2025) | Источник: «Кинопоиск»

Кадр из фильма «Гадкая сестра» (2025)

Фото

«Кинопоиск»

Кто из героинь на самом деле заслуживает хеппи-энда

В XXI веке сказка «Золушка» подвергалась критике со стороны педагогов и психологов, которые обращали внимание на то, что произведение навязывает девочкам роль жертвы — учит терпеть и подчиняться вместо того, что отставать свои личные границы и бороться за место под солнцем. В сказке, конечно, главная героиня получает награду за свои страдания, но насколько реалистичен такой исход в жизни, где нет фей и прекрасных принцев?

Сюжет «Золушки» можно обнаружить во многих фильмах — самый популярный из них, пожалуй, «Красотка» с Джулией Робертс (1990), который стал ролевой моделью для целого поколения. А вот недавний нашумевший фильм — «Анора» (2024) — своеобразная деконструкция «Красотки» — стал отповедью для тех, кто верит в принца на белом коне.

В отличие же от Агнесс, Эльвира в «Гадкой сестре» занимает проактивную позицию

Девушка не ждет чудесного спасения, а своими действиями приближает желаемый результат. Трагизм ситуации заключается в том, что единственный шанс изменить свою судьбу — это выйти замуж за принца, а единственный шанс выйти замуж за принца — это изменить свою внешность до неузнаваемости.

Других вариантов просто нет, и героиня самоотверженно начинает бьюти-трансформацию  под руководством матери, которая, конечно, хочет улучшить и свое положение, но и несомненно желает лучшего для дочери. А в обществе, где царит культ красоты, это подразумевает и намеренное акцентирование внимания на недостатках, и подталкивание на столь болезненные манипуляции с лицом и телом. Так кто на самом деле заслуживает счастье — Агнес, которая хороша собой и даже не влюблена в Юлиана, или Эльвира, которая пошла на огромные жертвы, чтобы быть вместе со своим кумиром?

В истории «Гадкой сестры» зрительские симпатии на стороне Эльвиры

Но можно было бы назвать ее брак с этим человеком счастьем? Скорее всего нет. Поскольку она искренне влюблена в принца, девушку точно ждало бы большее разочарование. Вспомним, что молодой человек без раздумий бросил на балу свою спутницу ради прекрасной незнакомки. Такое бы повторялось и в совместной жизни. Ведь нет предела совершенству — как бы мы ни приближались к идеалу, всегда найдется кто-то еще более идеальный. А еще стандарты красоты или личные предпочтения могут неожиданно меняться.

Союз Агнес и Юлиана выглядит более удачным, потому что в нем нет чувств, только расчет. Потеряв настоящую любовь (конюха изгнали из поместья), девушка хочет выйти замуж за принца, чтобы рассчитаться с долгами, съехать от мачехи со сводными сестрами и начать новую жизнь. Он, в свою очередь, получит «трофейную» жену, которая будет закрывать глаза на его низменные моральные качества и недостойное поведение. Все честно.

Но, конечно, ни о каком полноценном счастье ни Агнес, ни тем более Эльвиры в патриархальном обществе говорить не приходится. Судьба обеих девушек предначертана практически с рождения — пространства для маневра не так много. Да, они могут занять более высокое место в обществе и получить какое-никакое влияние с помощью внешности, но так же легко могут все и потерять. В таком мире нет места для неидеальности, искренности, уязвимости — всегда нужно быть настороже. И тем, кто не готов жить по этим правилам, остается только бежать в глушь подальше от людей, которые определяют ценность женщины только ее внешностью.

Кадр из фильма «Гадкая сестра» (2025) | Источник: «Кинопоиск»

Кадр из фильма «Гадкая сестра» (2025)

Фото

«Кинопоиск»

Почему истории, показанные глазами злодеев, стали популярны

«Гадкая сестра» продолжает еще один кинематографический тренд — на истории, показанные глазами тех, кого принято считать злодеями. Его можно отследить примерно с 2014 года, когда на экраны вышла «Малифисента» с Анджелиной Джоли в главной роли.

Тогда режиссер Роберт Стромберг решил порассуждать о том, что привело к тому, что злая фея решила наложить заклятие на Аврору (Спящую красавицу). В его версии героиня пережила предательство со стороны возлюбленного, будущего отца девушки, но потом раскаялась за свой поступок. В новом десятилетии мы увидели историю злодейки Круэллы (Эмма Стоун) из «101 далматинца» и Злой ведьмы Запада (Синтия Эриво) из «Волшебника страны Оз».

Если в 2010-х продолжался бум на экранизации сказок, где главными героями выступали однозначно положительные персонажи — «Белоснежка и охотник» (Руперт Сандерс, 2012), «Золушка» (Кеннет Брана, 2015), «Щелкунчик и четыре королевства» (Лассе Халльстрём, Джо Джонстон, 2018), «Мулан» (Ники Каро, 2020), то в начале 2020-х в центре внимания оказались сложные героини.

Что привело к тому, что злодейка стала злодейкой? И вообще злодейка ли она?

Ведь при чтении сказки или просмотре фильма мы все так же склонны к когнитивным искажениям — к примеру, фундаментальной ошибке атрибуции. Это склонность людей объяснять плохие поступки других личностными особенностями («у него скандальный характер», «она вредная»), а собственное не образцовое поведение — внешними обстоятельствами («у меня был трудный день», «меня довели»).

Солидаризуясь с главным героем, мы начинаем смотреть на мир его глазами. Обращать слишком пристальное внимание на проступки других персонажей и оправдывать свои. Не говоря уже о том, что не всегда рассказчик надежный — люди в принципе склонны забывать или замалчивать собственные плохие поступки.

Поэтому при чтении или просмотре произведения, в котором известная история показана глазами другого героя, рождается эффект Расёмона. Мы видим, насколько по-разному одно и то же событие воспринимают и интерпретируют персонажи. И «Гадкая сестра» — очередное напоминание, что все субъективно, поэтому прежде чем рубить с плеча и выносить категоричные суждения, стоит сначала выслушать мнение второй стороны.

Опрос

А вы уже посмотрели «Гадкую сестру»?

  • Да, мне понравилось
    %
  • Да, но без особых восторгов
    %
  • Нет, но теперь точно гляну
    %
  • Нет, и не собираюсь
    %