Как выявить чушь в интернете: 10 правил критического мышления
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Решая чем-то поделиться в социальных сетях, мы берем на себя роль «привратника», которую когда-то выполняли профессиональные редакторы. Мы не только сами ведемся на недостоверную информацию, но и с готовностью подписываемся ее распространять. Поэтому особенно важно научиться хорошо вычислять чушь, когда она появляется в интернете или в лентах соцсетей.

Мы свели воедино все предложения по обнаружению фейка в интернете, собранные в этой книге. Некоторые из них могут показаться простыми. Но, несмотря на это, полезно о них помнить. Мы также поняли, что и сами должны постоянно вырабатывать интеллектуальные привычки, включая и те, что перечислены ниже.

1. Подтверждайте и перепроверяйте

Если вы встретили удивительное утверждение или феноменальную новость из неизвестного источника, поищите, пишут ли об этом другие. Если нет, будьте очень осторожны.

Даже если у одного новостного источника большой охват, остальные, сославшись на него, быстро подхватят сенсацию. Убедитесь, что эти «подхватившие» надежны. В рамках кампании по дезинформации множество версий одной и той же ненадежной новости может появляться в сомнительных источниках.

2. Обращайте внимание, откуда исходит информация

Если вы найдете конфету на земле, то не станете есть ее или делиться с друзьями. То же верно и для информации. Слишком часто кто-то, кого мы не знаем, публикует в соцсетях мелкий факт, или статистические данные, или график, не указывая источника, — и мы всё равно этим делимся.

3. Выясните, откуда взялась история

Это требует времени и сил, но, если вы не хотите распространять ложные сведения, ваш труд не пропадет напрасно. Прочитайте не заголовок или твит, а всю статью. Если статья опубликована в издании, склонном к сенсациям, не останавливайтесь на достигнутом. Копайте до первой публикации или исследования, о котором идет речь. Или углубитесь еще больше и взгляните на исходные данные.

4. Используйте обратный поиск изображений

Такую возможность предоставляют несколько поисковых систем: вы загружаете картинку или пару кадров из видео и узнаете, где в интернете можно найти это изображение или видео. Это один из самых недооцененных инструментов проверки фактов в интернете. Если аккаунт вызывает у вас подозрения, проверьте, не взят ли портрет автора из фотобанка. 

5. Остерегайтесь дипфейков и других синтетических медиа

Случайный незнакомец в интернете может быть кем угодно и писать откуда угодно. Пока мы учимся не доверять просто именам, мы все еще полагаемся на изображения. В прошлом фотография человека была довольно хорошим доказательством его существования.

Но все изменилось. Так называемые технологии дипфейка позволяют генерировать фотореалистичные изображения несуществующих людей. Пока что, попрактиковавшись, их можно распознать. Но вскоре разоблачать подобные фейки станет куда сложнее. Так что хорошо бы помнить: даже если что-то выглядит как фотография, человек на ней не обязательно реален.

6. Пользуйтесь услугами организаций, занимающихся проверкой фактов (фактчекингом)

Если вы наткнулись в интернете на дикую историю, проверьте, нет ли ее на Snopes.com, PolitiFact.com или FactCheck.org. Если сообщение еще не появилось на этих сайтах, обратитесь к ним и попросите проверить. Именно от пользователей, и от вас в том числе, фактчекеры узнают, какие истории нужно подтвердить или опровергнуть. 

7. Убедитесь, что знаете, с кем имеете дело

Как и другие интернет-мошенники, создатели фейковых новостей используют всевозможные трюки, чтобы исходящая от них информация казалась более достоверной. Подделку можно подать так, будто это одно из сотен сообщений крупного издания или крупного телеканала. Однако если вы углубитесь в поиски, окажется, что такого издания или канала не существует.

Иногда фейковые новости в соцсетях содержат ссылки с текстом вроде «прочитайте полную историю на cnn.com», но на деле она будет вести на другой домен, страницы которого просто оформлены как сайт CNN.

Обращайте внимание на адреса страниц, которые вы посещаете. Интернет-мошенники часто выбирают доменные имена, которые легко спутать. Тысячи интернет-ресурсов такого рода пытаются выглядеть убедительно. Иногда фейковые новостные сайты публикуют рекламу, которая выглядит так, словно исходит из уважаемых источников, но это ловушки, ведущие вас на сайты скаммеров.

8. Изучите историю сайта

Откуда вы знаете, что он надежен? Попытайтесь узнать, не славится ли он созданием и распространением фейка. Обзоры новостных источников часто приводятся в Википедии — для начала это неплохое место. Никто не сообщает постоянно одни лишь точные факты, так что проверьте, публикует ли сайт опровержения. Заметно ли, что создатели сайта осознают, как сложно докопаться до истины?

9. Избегайте иллюзии правды

Чем чаще вы что-то видите, тем скорее верите. Мы относимся к этому очень серьезно, когда изучаем фейковые новости и конспирологические теории. Нам известно, как сбивают с толку расследования фейков, так что будьте бдительны. Обращайте внимание на тенденцию верить во что-то только потому, что часто с этим сталкиваетесь.

10. Сократите объем потребляемой информации

Сделайте паузу. Пару раз в день поскучайте и насладитесь тем, что вы якобы упускаете, вместо того чтобы тревожиться о том, что упустили. Это улучшит вашу способность разборчиво обрабатывать данные, когда вы окажетесь онлайн.

И самое важное. Обращаясь к социальным медиа, повторяйте как мантру: думать больше, делиться меньше. Объем информации и скорость взаимодействия в соцсетях могут вызывать зависимость. Но как ответственные граждане мы должны сохранять информационную окружающую среду настолько чистой, насколько возможно.

За последние пятьдесят лет люди научились не замусоривать обочины магистралей. Надо научиться вести себя так же и в информационном пространстве. Пора перестать выкидывать мусор из окон онлайн-машины, скрываясь во тьме анонимности.

Книга о том, как распознавать ложь, дезинформацию, фейковые новости и не попасться на удочку красивых графиков, убедительной статистики и наукообразных терминов.

Карл Бергстром, Джевин Уэст «Полный бред! Скептицизм в мире больших данных»
Реклама. www.mann-ivanov-ferber.ru