Кукольность, ребячество и минимализм: записки об идеале красоты в Китае
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Многие наслышаны о том, что в Азии и, в частности, в Китае, предпочтение отдается идеально белой коже и большим глазам — якобы из-за стремления приблизиться к европейскому канону красоты. Это не совсем так. Если посмотреть на самых популярных звезд эстрады, то они далеки от европейского идеала и похожи во многом на детей.

За последнее десятилетие образ юной девушки из масс-культуры — сериалов, комиксов и поп-сцены — уверенно перекочевал в повседневную жизнь. Прижился он неслучайно — китаянки известны тем, что генетически способны долго выглядеть молодо. Но это оказалось и большой ловушкой для представителей шоу-бизнеса. В Китае красавицам из сериалов нельзя не просто стареть — им нельзя и взрослеть. Очень сложно найти популярные ленты, где героине по сценарию больше тридцати лет. Актрисам приходится идти на немалые жертвы, прибегать к помощи пластической хирургии, чтобы соответствовать стандартам.

Нежность и невинность в Китае ценятся больше, чем сексуальность

При этом забавно наблюдать, как европейский идеал красоты сейчас тяготеет, скорее, к восточному типу лица: популярны вытянутые, так называемые «лисьи глазки», напоминающие азиатский разрез, подчеркнутые скулы и угол нижней челюсти.

Тем временем китайские красавицы делают все с точностью до наоборот — стараются придать лицу максимально овальную форму и смягчить макияжем любые острые углы. Как говорится, нам всегда не хватает именного того, чем одарила природа.

В Китае с помощью макияжа намеренно опускается угол нижнего века, чтобы глаза казались более круглыми, а веки чуть нависшими. Есть даже операции, увеличивающие валики под глазами. Их называют «лежачие шелкопряды». И опять же — это прямой отсыл к младенческому лицу, на котором они, в силу анатомического строения, сильно заметны. 

Погоня за милым образом девочки-полуребенка, культивируемым телесериалами и поп-идолами, во многом приводит и к деформированному отношению к своему телу. В то время как в Европе расцветает бодипозитив, в Китае идеальная фигура девушек с рекламных обложек близка к анорексии. А социальные сети пестрят отчетами о достижениях: «Посмотрите, я четыре месяца почти не ела, и вот результат».

В одном из китайских супермаркетов висела табличка, которая классифицировала фигуры как «удобные» и «сложные» для посадки одежды. Однако это все-таки вызвало шквал возмущений, и магазин вынужден был извиняться. Разумеется, не стоит думать, что этому подвержены все молодые китаянки, но данный тренд весьма устойчив и не сбавляет обороты. 

Современный городской стиль подразумевает две, как кажется сначала разные, но в чем-то перекликающиеся тенденции. Их можно обозначить как «Минимализм» и «Кукольность». 

1/4
Фото:
Shutterstock/Fotodom.ru

Классический минимализм 

Он предполагает свободный силуэт одежды, преобладание натуральных материалов и приглушенных тонов. Чаще всего это брюки или юбка. Часто рубашка поверх футболки, чтобы избежать излишнего оголения тела и придать эффект многослойности. Этот образ, отчасти, отсылка к национальному костюму «ханьфу», который состоит из нескольких слоев и не допускает облегания. 

В китайской традиции значение придается не прямому высказыванию, а символам, понятным лишь посвященным. Здесь глубоко укоренено философское понятие энергии «Ци», которая делится на два неуловимых и перетекающих одно в другое начала — женское «инь» и мужское «янь». В восприятии китайца эти энергии балансируют, создавая гармонию. В одежде не допускается открытая сексуальность — никаких откровенных декольте или экстремальных мини-юбок. Эротизм не в том, что вы демонстрируете, а скорее в том, что скрываете.

Девушка-кукла

Здесь появляются более яркие цветовые акценты, а порой и откровенно детские принты на футболках. Нередко, к примеру, можно увидеть героев сказок Диснея, которых очень любят в Китае.

Девушки, исповедующие этот стиль, добавляют образу большей сексуальности — это короткая юбка или шорты, откровенный вырез топа, приталенный силуэт.

Макияж — без четких линий, словно выполненный рукой ребенка. Это игра в то, что позволила бы себе девочка, но никак не «вамп-соблазнительница».

Невзирая на разность этих двух стилевых течений, есть нечто, что их объединяет. В минималистичном образе все предельно скрыто, и женская сексуальность проявляется в деталях: оголенной лодыжке, запястье, линии шеи, взгляду, — важным для китайской культуры визуальным маркерам. Однако и в «детском стиле», несмотря на поп-природу этого течения, угадывается все та же китайская игра в символы: женская природа словно прячется в лукавый образ ожившей куклы.