«Не мог заснуть после просмотра»: почему западные зрители так полюбили «Анору» и Юру Борисова
Фото

Кадр из фильма «Анора»

Римская империя американских киноманов

Фильм «Анора», снятый американским режиссером Шоном Бейкером, стал одним из главных хитов 2024 года. Роли в ней исполнили Майки Мэдисон и Юра Борисов — и оба, согласно прогнозам критиков, имеют высокие шансы получить Оскар в 2025 году как «Лучшая актриса» и «Лучший актер второго плана». Сама картина оказалась успешной и по кассовым сборам: ее бюджет составил всего $6 млн, а в прокате она набрала $28,5 млн, из которых $2 млн — в России.

Осторожно, спойлеры!

Сюжет фильма посвящен девушке по имени Анора, которая работает танцовщицей в стриптиз-клубе. В один из вечеров она знакомится с Ваней, русским студентом из обеспеченной семьи. Между молодыми людьми вспыхивает любовь, и вскоре пара женится — но брак, о котором так мечтала Анора, оказывается совсем не тем, что она ожидала.

Выйдя в американский прокат, история сразу привлекла внимание зарубежных пользователей соцсетей — посты о ней собирают в X/Twitter тысячи лайков, а фанаты Мэдисон и Борисова делятся под ними впечатлениями о фильме и психологических портретах главных героев. Не обходится и без появления новых мемов — например, Марка Эйдельштейна, сыгравшего роль Вани, некоторые в шутку прозвали «Тимоти Шевроле» из-за сходства с актером Тимоти Шаламе.

Одной из самых ярких сцен фильма, по мнению блогеров, стал финал «Аноры», в котором девушка решает заняться сексом с Игорем, героем Юры Борисова, и садится к нему на колени в машине, а затем внезапно начинает отбиваться и вырываться. Игорь не отпускает ее, и вскоре Анора начинает плакать, пока мужчина обнимает ее и успокаивает. «Анора залезла на Игоря, потому что она явно была не в порядке и думала, что это то, чего он хочет, потому что она была всего лишь секс-объектом для людей, а потом, когда она поняла, что он на самом деле чувствует, заплакала, зная, что он заботится о ней», — так объясняет эту сцену один из зрителей. «Концовка показала настоящую, раненую Анору. Она была уязвима, и это так красиво», — замечает другой фанат фильма.

1/4

Особая критика досталась герою Марка Эйдельштейна — его в соцсетях назвали инфантильным и даже «бесхребетным» молодым человеком, который избалован деньгами и властью и не думает о том, какую боль могут причинять его поступки окружающим.

«Ваня не был достаточно умен, чтобы обладать такой дальновидностью. Он как беспозвоночный гедонист, движется бездумно от удовольствия к удовольствию, и когда ему бросает вызов более сильная сила, он немедленно сдается. Это правда, что он никогда на самом деле не заботился об Аноре», — рассуждает еще один пользователь X/Twitter. «Боже, возьми всю боль Аноры, утрой ее и отдай Ване и его долбаной семье», — говорится в другом вирусном посте.

Обновление. За роль в фильме «Анора» Юра Борисов был номинирован на «Золотой глобус» в категории «Лучшая мужская роль второго плана», однако получить награду ему так и не удалось. 15 января СМИ сообщили, что Борисов поборется за это же звание уже на другой премии — BAFTA, победителей которой объявят 16 февраля 2025 года.

Мнение психолога

Практикующий клинический психолог, специалист в области гештальт-терапии и транзактного анализа

Клинический психолог, онлайн-сервис психотерапии Alter, кинотерапевт и автор книги «Терапия себя через кино. Как стать главным героем своей жизни»

Личный сайт

В чем секрет популярности фильма «Анора»

Во-первых, «Анора» — это трагикомедия, где можно и посмеяться над стереотипными персонажами русских и армян, и поплакать над тяжелой судьбой самой Аноры. Во-вторых, авторы фильма представляют зрителям хрестоматийный сюжет о Золушке в современном обществе потребления — это один из самых популярных сценариев в мировой культуре.

Своя Золушка есть везде, от Китая до Европы: это сказка об отвергнутой девочке, которая превратилась в «функцию». Ее ценность определяется тем, насколько хорошо она выполняет свои обязанности и насколько соответствует требованиям. Вырастая, она становится женщиной-жертвой, и никого уже не интересует, чего она хочет и как ей живется на самом деле.

Что скрывается за действиями героев «Аноры»

Анора — красивая, сильная американская стриптизерша, не знавшая истинной любви. Она не любит себя и свое настоящее имя (которое означает «плод граната», «освежающая, светлая, яркая»). Молодая героиня пока еще ничего в своей жизни не видела, кроме работы. Все, что она умеет, — быть объектом чужого желания, играть роль. В своей профессии она чувствует себя как рыба в воде, но мечтает о большем. Ее работа требует выдержи, контроля. Она должна быть сильной, стараться и никогда не показывать себя настоящую.

Ей встречается «принц» Иван, которого органично воплотил Марк Эйдельштейн. Инфантильный, избалованный, импульсивный, эгоистичный. Ребенок богатых родителей, привыкший, что все его желания исполняются мгновенно. Он живет вне реальности, в вечном поиске кайфа — сексуального, игрового, алкогольного. Он, как и Анора, еще ничего не знает про себя, других людей и устройство этого мира. Иван в этом случае — фальшивый принц, но Анора так сильно мечтает о «лучшей» жизни, чтобы увидеть это и признать реальность.

«Не мог заснуть после просмотра»: почему западные зрители так полюбили «Анору» и Юру Борисова
Фото

Кадр из фильма «Анора»

У Аноры с Иваном происходит потребительский обмен: он ей — деньги, с иллюзией лучшей жизни, она ему — удовольствие. Оба уходят в мир фантазий, и начинаются волшебные приключения: превращения, красивые платья, «карета» (лимузин и частный самолет), «бал» (невероятные вечеринки), свадьба в Вегасе. Это все — плод их воображения. Сказка и иллюзия взрослой жизни разбивается о суровую реальность — карета превращается в тыкву.

Тут появляется Игорь, герой Юры Борисова. Анти-Ваня, простой русский гопник, но с большим сердцем (что становится видно уже по его трогательным отношениям с бабушкой). Именно Игорь становится внутренней опорой для Аноры, создает для нее безопасность. Игорь видит Анору настоящей, принимает ее гнев, издевательства, капризы. Поддерживает ее в конфликте с родителями Ивана. Помогает почувствовать свою силу. Он интересуется ее настоящим именем, пробует сделать для нее то, чего обычно не делал никто. А она, по привычке, хочет его отблагодарить так, как умеет. Затем злится — она не знает, как можно по-другому, и уже после выражает свою боль.

Насколько стереотипно показаны русские в «Аноре»

Не первый год мы наблюдаем мировой тренд «party like a Russian». На протяжении многих лет шла глобализация и стирание межкультурных границ, а само культурное пространство становилось унифицированным. А сегодня тенденция обратная — микрокультурность, потребность в самобытности, традициях и национальном самовыражении. Мы многое утратили в эпоху глобализации, а теперь хотим вернуть свою уникальность.

Образы русских в лице Ивана и его семьи слишком клишированы и устарели. Это все еще «новые русские» из 90-х: олигархи, шуба, красная икра, водка, коррупция. Над этим и смеются зрители. В свою очередь Игорь выбивается из привычных стереотипов о русских бандитах своей человечностью. В отличие от других русскоязычных героев, он искренний и настоящий.

Чему учит «Анора»

В фильме мы видим два подхода к отношениям. Первый — потребительский (Анора и Иван), а второй — искренний (Анора и Игорь). Драма заключается в том, что если у тебя не было опыта искренней любви, заинтересованности и заботы, то ты не способна ее заметить, а действуешь по своему привычному сценарию. Синдром «Золушки» — это низкая самооценка и пассивность, позиция жертвы, которая мешает повзрослеть. В этом смысле фильм приглашает из сказочной жизни вернуться в реальную, где нет привычного сценария, но есть люди, которые способны увидеть друг друга настоящими.