Не великомученица, а душевнобольная: какая Диана показана в фильме-номинанте на «Оскар»
Кадр из фильма «Спенсер»

Сегодня были объявлены номинанты очередной премии Американской киноакадемии. В категории «Лучший фильм» за статуэтку «Оскара» соревнуются фильмы «Белфаст», «CODA: Ребенок глухих родителей», «Не смотрите наверх», «Дюна», «Сядь за руль моей машины», «Король Ричард», «Лакричная пицца», «Аллея кошмаров», «Власть пса» и «Вестсайдская история».

Среди номинантов на лучшую женскую роль — актриса Кристен Стюарт, сыгравшая принцессу Диану в фильме «Спенсер». Эта картина привлекла внимание редакции Psychologies.ru — и мы попросили психотерапевта Татьяну Поддубную разобрать работу Кристен Стюарт и образ Дианы.

Картина повествует о нескольких днях ноября 1995 года, когда Диана Спенсер (Кристен Стюарт) гостила в Сандрингемском дворце, параллельно принимая решение о разводе с принцем Уэльским. Мнения зрителей и критиков о фильме разделились.

Одни считают, что Кристен Стюарт-Диана переигрывает. Другие уверены — именно этого не хватало уставшему от «ангельского» образа Дианы зрителю. Тем не менее, режиссер Пабло Ларраин добился своей цели — он обнажил душевные раны принцессы Уэльской.

В фильме показано множество проявлений ее нездоровой психики — в частности, булимии. Сама принцесса писала об этом:

«Булимия началась через неделю после нашей помолвки, и на ее преодоление ушло почти десять лет».

В одной из самых ярких сцен принцесса режет руку секатором. Экранная Диана делает это, распахнув шторы спальни, зная, что у ворот дворца дежурят операторы.

Почему принцесса Уэльская не видела иных способов разрешения внутренних конфликтов? В чем кроется причина несчастья героини фильма Ларраина с точки зрения психологии?

Детская травма

Если у человека было стабильное детство, он гибко адаптирован к жизни и не разрушает себя. А наша героиня наделена противоположными чертами характера, отмечает эксперт.

Картину открывает сцена, в которой принцесса Уэльская бежит через все поле, чтобы снять старую куртку отца с пугала. Какие детские переживания может отражать этот фрагмент? Предположим, для маленькой девочки на фоне жестокого обращения матери отец стал опорной фигурой, которую она начала идеализировать.

Возможно, мать Дианы была жестокой, проявляла физическое и эмоциональное насилие по отношению к дочери

Показательна и сцена охоты на фазанов. Сыновья Дианы достигли подходящего возраста, чтобы стрелять не в небо, а в живых птиц, но принцессу это не устраивает. Она пренебрегает запретом и заходит на стрельбище, рискуя попасть под открытый огонь. В этом есть и неосознанное желание покончить с собой, и проекция своей собственной душевной боли на птиц. Вероятно, поэтому принцесса так рьяно их защищает, тем самым неосознанно пытаясь защитить себя.

Люди, не способные пережить травму детства ожесточаются либо по отношению к себе, либо к другим. Так как Диана бессознательно выбрала первый путь. К внешнему миру она проявляла жалость и снисходительность — вспомним ее активное участие в благотворительности.

Неумение проживать эмоции

Любое самоповреждающее поведение связано с тем, что человек не умеет проживать эмоции, считает Татьяна Поддубная. Это может быть связано с тем, что в детстве у Дианы не было поддерживающего взрослого, который бы помогал и поддерживал ее.

Человек, не способный принять и пережить негативную эмоцию, чувствует дискомфорт, но его психика не умеет с ним справляться. Вызванная рвота, нанесение увечий своему телу, переедание приводят организм в шоковое состояние, и через физическую боль психика «сбрасывает», а не переживает эмоции.

Ненависть к себе

Нанесение увечий самому себе всегда отражает отношение к своему «я». Экранная Диана могла ненавидеть себя, считать недостойной, не имеющей права занимать титул принцессы, а в будущем королевы. В таком случае булимия и склонность к суициду — это способы отомстить самой себе, так как у героини нет опыта здорового разрешения внутреннего конфликта.

Не великомученица, а душевнобольная: какая Диана показана в фильме-номинанте на «Оскар»
Кадр из фильма «Спенсер»

Демонстративность

Принц Чарльз по ошибке дарит жемчужные бусы как жене, так и любовнице — Камилле Паркер-Боулз. Во время ужина королевской семьи Диана представляет, как рвет на себе рождественский презент неверного мужа, роняет жемчуг в тарелку супа и жадно глотает крупные бусины под осуждающие взгляды монарших особ. Демонстративность этой фантазии и многих поступков леди Ди говорит о том, что жизнь принцессы не была яркой и наполненной.

В реальности Диана оставляет подарок Чарльза, но причина не в любви к мужу и не в дани традициям, уверена Татьяна Поддубная. Сама принцесса, по мнению психолога, показана довольно пассивной, ведь никто не заставлял ее вступать в брак с членом королевской семьи, это был ее выбор.

Но этим выбором она не довольна — в новой семье ее не любят, с мужем понимания нет. И тогда Диана становится главной героиней своих фантазий. Эмоции, которые она испытывает, спекулируя болью, помогают экранной принцессе почувствовать себя «живой», способной хоть на что-то повлиять в своей жизни.

Жажда внимания

«Я насекомое в чашке — они (операторы) отрывают мои крылышки и лапки, и пишут, как я реагирую» — произносит героиня Кристен Стюарт в диалоге с дворецким. С одной стороны, Диана страдает от пристального внимания к своей персоне. Она вынуждена соответствовать своему образу, не имея возможности делать то, что хочется. С другой — неугасающий интерес публики к принцессе дает ей внимание, которого не хватает в семье.

Образ жертвы

Нельзя сказать, что семья не позволила бы Диане выйти из брака с принцем Уэльским, считает Татьяна Поддубная. И в таком случае ее демонстративная жертвенность становится оправданием собственной неудовлетворенности и эмоциональной пассивности.

Героиня внушила себе, что причины всех ее страданий — другие люди и обстоятельства. На самом деле, корни внутренних и внешних конфликтов кроются в ее непроработанных травмах.

Потерянная любовь

На завтраке перед воскресной молитвой Чарльз говорит жене: «Будь так любезна не выблевать все это в унитаз еще до того, как зазвонят церковные колокола». Почему он так груб?

Диана показана зависимой личностью, а такой тип личности, вступая в отношения, ищет в партнере «спасателя» — отмечает эксперт. Экранный Чарльз не был готов спасать Диану, и вскоре потерял интерес к супруге из-за ее пассивности. Тем не менее, это не оправдывает жестокости и отсутствия вовлеченности в проблемы принцессы.

Церемония вручения премии «Оскар» пройдет 27 марта в Лос-Анджелесе. Получит ли Кристен Стюарт вожделенную статуэтку, решит жюри. Но в роли Дианы Спенсер она, без сомнения, уже вошла в историю мирового кино.

Татьяна Поддубная
психотерапевт

Имеет опыт работы в психиатрии, соматической медицине (аллергология, гинекология, неврология, гастроэнтерология, репродуктивная медицина и др.), наркологии, активно участвует в международной научной и практической деятельности.

Личный сайт