Сюжет как путешествие во времени
Спектакль «БезДна» театра «Арлекиниада» (режиссер Анна Заря) сложно назвать обычной постановкой. В самом театре его окрестили «актом коллективного самопознания» — это женская история, рассказанная четырьмя голосами.
Воспринимается спектакль как движение по слоям времени. В одной сцене женщины болтают о мужчинах за чашечкой кофе, а в другой — сидят у костра в пещере. Вот звучат привычные «женские фразочки» из соцсетей, а через несколько минут уже слышатся древние напевы.
Причем этот переход между эпохами не всегда просто уловить — он встроен в ткань повествования. Это решение делает понятной и естественной основную идею: женский опыт — это не набор несвязанных фрагментов, а непрерывное течение.
Каждая эпоха оставляет на женщине свой отпечаток
Спектакль не противопоставляет прошлое и настоящее, а показывает, как они наслаиваются друг на друга, как одно прорастает в другое. Эта линия подчеркивает главный мотив — родовая память: то, что происходило с женщинами до нас, живет в нас и сейчас.
«Для этого спектакля мы сами собирали информацию, многое в сценарии писали из своих же жизней, из жизни подруг, из каких-то записок на форумах, из советских фильмов, — рассказывает актриса „БезДны“ Александра Грин. — А еще часто мы просто включали диктофон, садились женским кругом и разговаривали про всех: мужиков, родителей… Можно сказать, это спектакль, выросший из женской гримерки!»
Героини: четыре женских архетипа
На сцене — четыре героини. Они живут одновременно как в своей роли, так и внутри общей рамки.
Гофман (Маргарита Быстрякова) — уверенная в себе бизнес-леди, которая много работает, все контролирует, старается не показывать слабость. Она говорит резко, иногда отстраненно, но в ее интонациях слышится тоска.
Ира (Юлия Железняк) — мать троих детей, безусловно, любящая, но бесконечно уставшая.
Амрита (Александра Грин) — духовная жрица и ведическая женщина: прорабатывает род, очищает чакры и дышит маткой, конечно же.
Риджи (Юлия Лазерсон) — молодая и энергичная девушка с «синдромом отличницы», мечтает быть лучшей и правильной в любом деле.
Все четверо обсуждают разные темы: отношения и замужество, секс, материнство, карьеру, веру, внешность, деньги, одиночество, поиск себя… Эти разговоры звучат непрерывно, иногда — параллельно.
При этом роли не в полной мере закреплены за актрисами. Они переходят, перемещаются, растворяются. Это делает спектакль живым, подвижным, неформатным и, опять же, создает ощущение единого потока происходящего, хоть и состоящего из, казалось бы, столь непохожих элементов.
«Нам хотелось, чтобы героини были очень противоположные, чтобы сначала как раз между ними был конфликт, ведь они из разных миров и не понимают друг друга. Но в итоге все приходит к тому, что все вышли из одного и того же клубка, что все женщины, в принципе, имеют единую структуру», — отмечает Александра Грин.
Бездна — без дна
Название спектакля можно считать по-разному. Оно не дает четкого ответа, это открытая конструкция, которая сразу же включает зрителя в процесс: хочется разгадать этот ребус!
Можно услышать в этом слове символ женской глубины, которая не поддается измерению, ее бесконечный потенциал энергии. Или уловить состояние, когда теряются опоры. А может, увидеть образ женщины, в голове которой творится настоящий хаос, ее психическое пространство, в которое она сама порой не решается заглянуть.
Именно эта многозначность названия позволяет спектаклю взаимодействовать с каждым зрителем по-своему. Здесь нет правильного толкования — это просто нейтральное поле, в которое погружаешься в процессе просмотра.
Мать и дочь. Рождение и смерть
Отдельная важнейшая, на мой взгляд, линия спектакля — это тема материнства. Оно здесь не трактуется как обязательство или как исключительно биологический факт (хотя и не без этого: при просмотре спектакля становится очевидно, что женская репродуктивная функция однозначно оставляет следы на любой из нас, даже бездетной).
Речь идет, скорее, о состоянии, эмоциональном переживании, роли, которая может быть и внешней, и внутренней. Женщина может быть матерью своему ребенку, подруге, партнеру, себе самой. Она также может быть и дочерью, даже если ее мать не рядом.
Через разговоры о материнстве и соответствующие сцены раскрываются темы вины, страха, обиды, зависимости, желания быть нужной и любимой.
«Современная женщина откровенная, она с интересом и по-честному смотрит в себя. Заявляет о своих чувствах и желаниях. И у нее, конечно же, есть психолог. А вот женщина, которая ее породила, она… просто в шоке от такой свободы», — замечает актриса спектакля Маргарита Быстрякова.
«И тем не менее во все времена проблемы и вопросы, которые мучают женщин — плюс-минус одинаковые. Они просто обличены в разные слова и метафоры, разные культурные ходы», — добавляет актриса «БезДны» Юлия Лазерсон.
Девушки признаются, что очень радуются, когда на их спектакль приходят дочки с мамами. «Иногда приходят даже бабушки. Иногда все три поколения. И рыдают все. Узнают себя и прощают друг друга. Да и мужчинам интересно познать женщин еще глубже», — говорит Александра Грин.
А еще женщина в спектакле представляется как носитель жизни и смерти одновременно. Причем это не просто поэтический образ, а конкретный опыт, с которым сталкивается почти каждая из нас. Женщина рождает детей, но знает, что и они не вечны. Через ее тело проходит не только начало новой жизни, но и потери — реального или символического характера.
Женщина включена в биологические и эмоциональные циклы, в которых нет четких границ. Где-то заканчивается одна история — и сразу начинается другая. Все вперемешку: боль, забота, привязанность, отстранение, вина, тепло, любовь.
Такая подача позволяет избежать морализации и шаблонов. Спектакль не дает оценок. Понятия добра и зла растворяются. Женщина не становится ни жертвой, ни героем. Она просто есть — настоящая.
Четыре фигуры — одна женщина
По итогу возникает ощущение, что все героини — это разные части одной психики. В какой-то момент просто перестаешь делить персонажей.
«Каждой женщине нужно прийти к нам, чтобы понять, что она не одна такая, что с ней все в порядке во всей ее многогранности, что мы все такие», — подчеркивает Маргарита Быстрякова.
«Мне кажется, что здесь, на этом спектакле, женщина может выдохнуть и просто поржать над самой собой, посмотреть со стороны. Да, это очень важно: перестать слишком серьезно относиться ко всему тому, что творится в женской голове», — уточняет Александра Грин.
Финальная же часть спектакля вызывает особенно сильную эмоциональную реакцию, но не будем спойлерить. Скажем только, что это можно назвать настоящим катарсисом — когда что-то внутри проясняется, а на душе ощущается тепло. Становится понятно: голоса мам, бабушек, учительниц и кого угодно еще могут стать не помехой, а поддержкой, если без чувства вины выбрать себя настоящую.
«Сейчас много женской конкуренции, которая периодически становится очень жестокой, очень вытравливающей, выжигающей. А здесь мы зрительницам даем понять, что другая женщина для нее не является соперницей, наоборот, она — опора. И когда женщина чувствует и понимает, что можно взаимодействовать не через конфликт, а через поддержку, ей открываются какие-то совершенно новые возможности», — заключает актриса «БезДны» Юлия Железняк.
Ближайшие показы
Следующие
Психоаналитик Фрейдо-Лакановского направления, редактор Psychologies.ru