От селфи до пластики — один шаг

Рынок пластической хирургии в стране интенсивно растет и развивается. И хотя с конца 2018 года заметен некоторый спад операционной активности сначала в силу финансово-экономической ситуации, а потом из-за пандемии, — в целом с каждым годом объем косметических вмешательств во внешность продолжает увеличиваться. По информации аналитического центра Vademecum, Россия уверенно входит в топ-15 стран мира по количеству эстетических операций.

Стремление к физическому совершенству стало навязчивой идеей XXI века. Глянцевые журналы убеждают женщин в необходимости соответствовать новым стандартам красоты, которые постепенно становятся все более недостижимыми. Телевизионные эфиры заполнены роскошными женщинами и спортивными мужчинами, некоторые телешоу откровенно рекламируют разноплановые косметические процедуры и клиники. Социальные сети делают упор на впечатляющие фотографии точеных лиц и тел. И такому напору сложно сопротивляться не только женщинам, но и мужчинам.

Проблема не только в «эффекте контраста», когда человек сравнивает свои фотографии с изображениями моделей, бьюти-блогеров и селебрити. Проблема в откровенной популяризации индустрии красоты под соусом «нужно ухаживать за собой» и «следовать модным тенденциям». И если раньше об этом было не принято рассказывать, то сейчас обсуждения косметических процедур, врачей и результатов, равно как и прямые трансляции из операционных так же обыденны, как кофе с бутербродом на завтрак.

Неудивительно, что психологи заговорили о бьюти-аддикции как одном из новых типов зависимого поведения, которое заключается в повышенном внимании к своему внешнему виду и непреодолимом желании постоянно его улучшать. Проявления этой зависимости: стремление к худобе, чрезмерное использование косметики, увлечение загаром, постоянное желание заниматься спортом и фитнесом и тому подобное. Искусственное изменение внешности дает человеку иллюзию, что он соответствует «эталону».

Решение о проведении косметической процедуры принимается на основании физических и психологических предпосылок. Психологи доказали, что увлечение визуальными соцсетями и телефонными приложениями с функцией моделирования внешности часто становится катализатором намерения избавиться от дефектов внешности хирургическим путем. Что же опасного может быть в приложении из раздела «Игры»? Такие онлайн-сервисы и программы дают возможность воплотить тайные желания пользователей.

Речь тут не только о стандартных фоторедакторах и фильтрах, которые помогают ретушировать мелкие недостатки наподобие морщинок, прыщиков и синевы под глазами, а о симуляторах реалистичной пластической хирургии. Программы моделируют результаты таких процедур, как ринопластика, изменение контуров лица, увеличение губ и липосакция. Могут «вытягивать» ноги, делать талию тоньше, а грудь пышнее. Фактически это цифровая имитация пластической хирургии.

Во многом успешный результат будет зависеть от настроя пациента и реалистичности целей, которые он ставит перед собой

В исследовании, проведенном американскими пластическими хирургами Майклом Рейли и Кеоном Парса, были задействованы 20 испытуемых в возрасте от 18 до 34 лет. Молодые люди сначала заполнили специальный опросник «Шкала принятия косметической хирургии», а затем их попросили использовать приложение Facetune2 в течение одной недели. После использования приложения испытуемые представили свои фотографии и заполнили анкету еще раз.

«Мы обнаружили, что и мужчины, и женщины с большей вероятностью подумают о пластической операции, если будут всего неделю использовать подобное приложение, — подводит итоги доктор Рейли. — Наша работа стала первым опубликованным исследованием, демонстрирующим прямую связь между социальными сетями и намерением прибегнуть к косметической хирургии».

Преимущественно визуальный характер некоторых приложений привел пользователей к тому, что они в первую очередь сосредоточились на физическом облике. Готовые фильтры, которые изменяют тон кожи, разглаживают морщины и улучшают внешний вид лица, также добавляет желания выглядеть как эти отретушированные изображения. Некоторые пациенты даже приносят отфильтрованные селфи хирургам, чтобы проиллюстрировать желаемые изменения.

Хотя возраст тех, кто хочет улучшить или уже улучшил свою внешность, находится в широком диапазоне от 18 до 50 лет, в группу риска попадают и подростки до 18. Они слишком подвержены влиянию соцсетей и мессенджеров. Это все равно что постоянно рассматривать себя в зеркало. Каждый шаг фиксируется на фото или видео, вездесущие селфи стали отдельным жанром фотосъемки. Именно на фотографиях люди замечают несовершенство собственного лица и тела, и это вынуждает их обращаться в клиники красоты. А если прибавить к этому приложения, где красота оценивается по 10-баkльной шкале и отмечаются дефекты внешности?

Когда люди сравнивают себя с теми, чьи откорректированные изображения появляются в социальных сетях, у них формируется некий фантазийный образ. Такого же эффекта можно достичь с помощью сильно отредактированных фотографий и отфильтрованных изображений. Пользователи должны знать, что изменения, которые кажутся простыми для их телефонов, не всегда возможно сделать хирургическим путем.

Однозначно определить, насколько благотворно пластическая операция повлияет на психологическое состояние человека, не может никто. Во многом успех будет зависеть от настроя пациента и реалистичности целей, которые он ставит перед собой. И особенно важно осознавать, что хирургическое вмешательство может вызвать осложнения.