«Полет» на автопилоте: чего ждать от нового сериала Петра Тодоровского

В эфир вышел многосерийный сериал «Полет», сценарий к которому написал Петр Тодоровский. Он же выступил и в роли режиссера. Какие сюрпризы принес зрителям новый сериал? Почему критики говорят, что продюсеры буквально перевернули индустрию — точнее, подняли на новый уровень, — а зрители уже ставят проекту высший балл?

Маргарита Червонникова

Каст сериала впечатляет: в нем играют Оксана Акиньшина, Юлия Хлынина, Павел Табаков, Евгения Добровольская, а также Никита и Михаил Ефремовы. Продюсеры не побоялись скандала, связанного с фигурой Ефремова-старшего, и выпустили проект в эфир.

Всего в проекте 8 серий. Объединяет их сквозной сюжет: шесть человек из юридического отдела строительной фирмы должны были лететь в командировку на самолете, но опоздали, и самолет улетел без них. Правда, недалеко — разбился на взлете, все, кто был в нем, погибли. Ошеломляющая новость переворачивает нутро каждого из героев, и наружу лезет то, было глубоко спрятано, утрамбовано в рамки приличной жизни. Словно несостоявшаяся смерть отменила все табу, сделала неважным все, что было «до».

В каждой серии один из героев рассказывает свою историю, которая кардинально меняет мнение зрителей о нем, сложившееся после первой серии. Ведь в ней все персонажи казались обычным офисным планктоном. Оказывается, за дресс-кодом скрыта такая дремучая хтонь, что мурашки по коже.

И речь даже не о скелетах в шкафу, а о темной изнанке светлой стороны жизни. А ведь с виду — приличные люди, с такими мы каждый день мило болтаем на обеде в офисе, встречаемся в супермаркетах и кинотеатрах, живем по соседству.

Использован драматургически интересный прием: в сериале герои исповедуются, но не на камеру, а на диктофон. Таким был совет психолога героине Акиньшиной. Ее история и открывает цикл, погружающий зрителя все глубже, в самую бездну темных секретов персонажей.

У героев будто впервые в жизни появляется возможность высказать правду, и благодаря точной игре актеров мы отождествляемся с ними, думаем: «А я бы смог?»

Особенно впечатляет вторая серия, где Михаил Ефремов буквально повторяет собственную историю (которая на момент съемок, естественно, еще не произошла). В этой точке сошлась такой силы мистика творчества и реальность, что смотреть страшнее, чем любой хоррор. Сериал честно отмечен 18+ (но не в телеэфире, а на ТНТ-премьер): нецензурная лексика, сцены секса и насилия.

Можно долго описывать героев, лаконичные диалоги, закадровый текст, закрученные сюжетные повороты, но проще обобщить: перед нами лучший сериал года, причем не только прошедшего 2020, но, возможно, и 2021.

Стоит отдать должное Федоровичу и Никишову. В том числе благодаря их работе в последние годы словосочетание «российские сериалы» перестало ассоциироваться с бесконечными мыльными операми про «золушек из глубинки».

Отечественные сериалы по качеству далеко обогнали российское же кино, вышли на международный уровень и получили признание на престижных мировых смотрах. И сделали это два продюсера, которые могли бы просто гнать хронометраж, подлаживаясь под вкусы аудитории. А вместо этого перевернули с ног на голову индустрию, потому что хотели снимать то, что понравилось бы смотреть им самим. Успехи и рейтинги доказали, что они правы. И это лучшая иллюстрация к поговорке «Хочешь изменить мир — начни с себя».

Если кинотеатры переживают кризис, терпят убытки, теряют зрителей, то онлайн-платформы показывают рост подписчиков и миллиардные обороты рынка. И все благодаря конкуренции — другие российские стриминговые платформы вынуждены тянуться, чтобы достичь заданной высокой планки. Но выигрывает больше всех все равно зритель, который наконец-то начал хвалить, а не ругать отечественный контент. И который наконец-то выбирает «наше» — не потому, что оно наше, а потому, что классное.