Портал в тридевятое царство: о чем выставка «Артефакты и гаджеты»
Елена Ковылина

Преданья старины глубокой

Жить в окружении предметов старины я привыкла с детства, потому что их коллекционировал папа. Я всегда обожала винтажные люстры, засматривалась на графины из голубого или рубинового стекла. Не могу равнодушно пройти мимо старинных ковров, вышивки, кокошников, женской обуви. Со временем в душу стали западать вещи, смысл которых утерян, — такие как квасник или футляр для кузнечика. 

Проект «Артефакты и гаджеты» с Музеем декоративного искусства возник сразу после смерти папы. Я восприняла это как его благословение. Когда я занимаюсь выставкой, меня постоянно посещает ощущение, что папа рядом и ему мой проект тоже ужасно нравится.

Идея выставки родилась, когда я стала узнавать в сказочных волшебных предметах прообразы современных гаджетов. Яблочко катается по блюдечку и показывает то, что происходит очень далеко. Разве не параллель с гаджетами Apple, которые связывают нас с любым уголком мира? Навигатор — клубочек, указывающий герою путь в незнакомой местности. Пещера Али-Бабы открывается паролем, как система умного дома. Именно с этого ракурса мы исследовали фонды Всероссийского музея декоративного искусства.

Конечно, такой метод предполагает отчасти ироничную художественную мистификацию

Художник имеет на это право. Мне кажется, и зрителю будет интересно пытаться разглядеть в одних предметах другие, по-новому посмотреть на забытые вещи из запасников музея и думать, какие осколки знаний оставили исчезнувшие древние цивилизации через сказки и предания.

Например, я тестирую гипотезу, что на самом деле древние украшения несли не только декоративную функцию. Они были не чем иным, как микросхемами и даже фрактальными антеннами. Вместе с инженером, специалистом по антеннам, мы взяли специфические узоры, которые уже были нанесены на разные текстуры — дерево, металл, керамику, ювелирные украшения, и из них создали работающие антенны, которые тоже можно будет увидеть на выставке. Мы узнали, какой узор настроен на какую частоту или волну.

Горжусь проектом с фрактальными антеннами потому, что это science-art. В России это направление мало представлено, оно сложное, нужно привлекать ученых или изобретателей. Считаю, что я косвенно доказала, что в древности люди пользовались неизвестной нам системой передачи радиосигнала, а может, даже электрического сигнала. На выставке я решила все подобные теории объединить и поместить зрителя в эту волшебную среду. Мы думаем над квестом, который был бы интересен и школьникам, и взрослым. Создаем многоуровневое произведение с порталами в дополненную реальность.

Портал в тридевятое царство: о чем выставка «Артефакты и гаджеты»
Работа Елены Ковылиной «Гуси-Лебеди»

Одиночное плавание

Процесс творчества забирает у меня много ресурсов и энергии, поэтому я внимательно отношусь к своему физическому состоянию. Чтобы энергия свободно проходила через тело, ничего не должно болеть. Если я плохо себя чувствую, качество моего высказывания недостаточно сильное. Да, можно за счет мастерства и опыта загасить внутренний дискомфорт, можно на интеллектуальных усилиях создать безупречную работу с точки зрения стиля, техники, композиции. Но через красивую обертку твое болезненное состояние все равно будет просачиваться.

Зритель считывает в произведении всю информацию — не только ту, которая лежит на поверхности

Кроме здоровья творчество требует времени. Я стараюсь организовать дела таким образом, чтобы они минимально отвлекали меня от работы над проектом. Семью — мужа и троих детей — отправляю путешествовать или отдыхать. Заранее делаю эскизы, собираю материалы, у меня все наготове к отъезду семьи. Потом «на старт, внимание, марш», я сажусь в полном одиночестве, отключаю телефон, ныряю в портал и там остаюсь. Это своего рода духовная практика, уединение, в котором создается искусство.

Премудрая и прекрасная

Меня всегда волновал вопрос природы успеха женщины в социуме. Один раз я задала его интегральному психологу, и ответ привел меня в уныние. Я считала, что женщина сама может всего добиться. А тут услышала, что для реализации ей нужно проработать такие уровни ее жизни, как «Женщина», «Жена», «Мать».

Все сводилось к тому, что в патриархальном обществе женщина реализуется через мужчину. Он решает вопросы быта и воспитания детей, обеспечивает, позволяет выйти в социум свободной. А если какой-то из пластов не проработан, люди это чувствуют и не принимают тебя.

Я эту «классическую модель» на себя примерила и поняла, что у меня не все «идеально». Тут же задалась вопросом, имею ли я право заниматься публичной деятельностью. Но если она мне дается, если я работаю в искусстве всю жизнь, видимо, есть и другие пути.

Я уповаю на другую теорию, с которой меня познакомил Владимир Пастухов, очень классный педагог в художественном училище. Он говорил, надо заниматься тем, что идет. В моем случае это искусство.

Когда: с 13 сентября по 10 ноября

Где: Москва, улица Делегатская, 3

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Sarah Vinitz Foundation.