Фото №1 - Психология шопинга: кто ты в покупках и как оставаться рациональным?

Игры, в которые играют покупатели

В магазинах мы можем играть в самые разные игры, и цель покупки тоже будет отличаться: кто-то приходит в супермаркет утолить голод, а некоторые совсем за другим. Грань между шопоголизмом и просто приятными покупками очень тонкая. Главное отличие — это, конечно же, уровень осознанности и рациональный подход. Итак, какую роль выбираете вы?

Добытчик и спаситель

Видели ли вы когда-нибудь женщину, которая взвалила на себя огромные сумки и тащит их домой, чтобы накормить все семью? Обычно к этому добавляются еще и упреки, что она старается для мужа и детей, а они не ценят. В роль страдалицы-спасительницы войти очень просто, зато выйти гораздо сложнее, потому что игру обычно поддерживают со всех сторон: муж говорит, что она сама сделала такой выбор, или что он занят другими важными вещами, а дети ждут «гостинцев», и круг замыкается. Каждый раз покупатель или покупательница отправляется в магазин как на охоту: чем больше она добудет, тем выше будет ценность человека для самого себя и возможность упрекнуть близких в бездействии.

Стратег

Тщательно изучает все акции, текущие предложения и будущие, ходит в несколько магазинов, не спешит сделать покупки сразу — стратег рационален, все у него продумано до мелочей. Он ходит и сравнивает, может смело пройтись по всем рядам супермаркета и выйти с пустыми руками на удивление остальных. Если есть возможность оформить выгодную подписку, он сделает это не задумываясь, потому что точно знает, что покупать потом ее содержимое по отдельности будет дороже. Этот человек либо хорошо знает себе цену, либо очень скуп и, наоборот, недолюбливает себя. В любом случае тактики и упорства ему не занимать.

Фото №2 - Психология шопинга: кто ты в покупках и как оставаться рациональным?

Искатель впечатлений

Часто за этой ролью скрывается неуверенность в себе, желание разнообразить жизнь, заполнить ее новыми ощущениями и стремление заглушить внутреннюю пустоту. Это классический сценарий шопоголизма, когда покупка делает человека счастливым ненадолго, а через короткое время вновь появляется пустота, депрессия и уныние. Это замкнутый круг, который приводит к эмоциональной зависимости и разрушению связей с близкими.

Фанат

Обычно это самый лояльный клиент на свете: он знает все о новинках и покупает их первым. Чаще всего он отдает предпочтение конкретной марке или одному магазину, либо его связывает огромная дружба с персоналом, любовь к консультанту или кассирше, либо желание приобщиться к чему-то большему. За счет своей лояльности фанаты легко заводят знакомства и расширяют круг общения с теми, кто разделяет их интересы.

Случайный прохожий

Человек в этой роли не всегда идет за конкретным продуктом. Иногда это просто нерешительная личность, которой важно услышать чужое мнение либо не хватает доводов, чтобы сформировать свое. Случайный прохожий может зайти за глазированным сырком, повинуясь сиюминутному желанию, либо посетить магазин, чтобы поболтать с консультантом из-за одиночества и желания получить новую информацию. При этом человек в такой роли может быть очень склонен к импульсивной покупке для снятия стресса, например после насыщенного рабочего дня.

Марафонец

Чем больше купил и более выгодно, тем лучше, особенно если дело касается люкса и эксклюзива. Марафонец все время желает покорить самую высокую гору и самую длинную трассу, особенно его заводит конкуренция. Чем она выше, тем сильнее мотивация к покупке.

Фото №3 - Психология шопинга: кто ты в покупках и как оставаться рациональным?

Лайфхаки рационального шопинга

Вне зависимости от того «марафонец» ты или «искатель впечатлений», шопинг может быть вполне рациональным и выгодным. Для этого существует целый список разных хитростей и уловок. Остановимся только на тех, которые работают лучше всего.

  • Перед походом в магазин или заказом онлайн проводите ревизию того, что уже есть. Так вы поймете, чего точно не хватает.

  • Не гонитесь за дешевизной, если не решили, для чего вам нужен тот или иной товар. Выбирайте качество и возможность закрыть базовые потребности.

  • Выбирайте выгодные покупки в одном месте. Тут вам в помощь подписки. Современные предложения в маркетах серьезно помогают сэкономить время и деньги. Есть, например, подписка «Пакет», которая работает в «Перекрёстке» и «Пятёрочке». На выбор можно подключить «Пакет с Пятёрочкой», «Пакет с Перекрёстком» или «Полный пакет» для обеих торговых сетей. Вместе с дополнительным кешбэком, позволяющим получать выгоду до 10% с каждой покупки, непосредственно в торговых сетях по подписке можно получить доступ к достаточно большому числу выгодных предложений от любимых брендов: доступ к сервису «СберЗвук», онлайн-кинотеатру ivi, скидку на лабораторные услуги в «Инвитро» и многое другое.

  • Если шопоголизм серьезно влияет на вас, откажитесь от кредитных карт.

  • А вот к дебетовым картам с кешбэком за покупки обязательно присмотритесь. Это, кстати, может стать неплохим дополнением к привилегиям с «Пакетом».

  • Не превращайте шопинг в общение, не ходите по магазинам с друзьями. Психологи советуют совершать покупки в одиночку. Это поможет вам сконцентрироваться на необходимых покупках и убережет от импульсивных действий.

  • Делайте выбор в пользу этичности и экологичности — объединяйте заказы на одну дату, выбирайте доставку от одного партнера и сокращайте количество упаковки и транспортных средств.