«Рад бы жениться, да май не велит»: приметы и традиции последнего месяца весны

Хочется думать, что, когда на Руси шел третий месяц весны — пока к нашим предкам не пришло его византийское название, — никто не «маялся». Но нет. Маялись. Еще как! Хоть и назывался он более оптимистично — травень или цветень, но считался одним из самых тяжелых месяцев в году.

Во-первых, голодно: все припасы давно съедены. Одно спасенье — скот уже на выгоне. «Майская трава и голодного кормит!» — говорили в старину. Во-вторых, для сельского уклада жизни это был месяц активных посевов. Крестьянину в мае приходилось очень много работать в поле. Настолько много, что даже жениться в эту пору считалось неприличным: ну какая свадьба, когда надо заготавливать урожай на весь год?

Кстати, поговорка «Рад бы жениться, да май не велит» встречается не только в русской деревне. Еще в Древнем Риме считалось, что в мае свадьбу играют «только зловредные и распутные». Приличные римляне дожидались июня — по схожим убеждениям.

1 Мая празднуют даже коровы, или Берегитесь ведьм!

У рожденных в Советском Союзе праздник 1 Мая ассоциируется с демонстрациями, лозунгами, флагами и профсоюзными движениями. Но так было не всегда. Впервые Первое мая как день международной солидарности трудящихся отметили в Варшаве в 1890 году: тогда 10 тысяч рабочих вышли на забастовку.

А до этого городские маевки считались праздником учащихся. Ученики на природе устраивали игры, студенты пели канты и разыгрывали комедии, которые для них сочиняли учителя философии и риторики. Так, в современной Финляндии, которая до 1917 года входила в состав Российской империи, 1 Мая по-прежнему считается студенческим днем.

Историки пишут, что мы позаимствовали эту традицию у немцев: в городах повелось так праздновать Первое мая еще с петровских времен. А в деревнях этот день называли «Макарием» или «Иеремией». Славянские народы считали, что в этот день нужно охранять скот и урожай от ведьм. Помогали в этом ветви крапивы, липы, черемухи или освященные «барашки» вербы — их следовало воткнуть в окна и двери дома и хлева либо в навозную кучу.

Дождь, дождь, майский дождь, у меня от тебя будут волосы расти

Ночь перед 1 мая считалась у славян особенно опасной: люди верили, что в это время летают ведьмы на горящем помеле. Причем боролись с ними мужчины и женщины по-разному. Мужчины, чтобы выгнать ведьм из села, ходили, щелкая кнутами, мазали ворота и окна глиной, и жгли костры. Женщины раздевались донага и обходили село с плугом, опахивая его бороздой. Помните подобную февральскую традицию? Судя по всему, славянские женщины действовали по принципу «В любой непонятной ситуации раздевайся и обходи село».

Особенно лихо праздновали 1 мая домашние животные. Их обливали настоем пахучих трав, которые следовало непременно украсть у пастуха. Коровы выходили пастись нарядные, с украшенными цветами рогами, — первый выгон, как-никак! Кроме того, наши предки верили, что первомайская роса и дождь обладают целебной силой, поэтому обмывали росой лишаи, глаза, нарывы.

Девушки, стоя под дождем в этот день, говорили: «Дождь, дождь, майский дождь, у меня от тебя будут волосы расти». Признаюсь, я тоже в детстве стояла под дождем в надежде, что волосы будут расти лучше. Волосы, к сожалению, от этого гуще не стали. Скорее всего потому, что мама после этого обряда перемывала мне их шампунем.

Эй, прохожий, не проходи!

По майскому календарю русской деревни почти каждый день посвящен посеву той или иной культуры — есть специальные дни для гороха, льна, огурцов. Мне нравится обычай, которым сопровождали засев пшеницы на Арсентьев день — 8 мая. Люди пекли пшеничные пироги и выходили с ними на перекрестки дорог за околицу.

Было важно встретить странника или нищего и угостить его пирогом. А если не встретил, считалось, что крестьянин чем-то прогневал Бога, раз ему не был послан добрый человек «разделить хлеб трудовой». «Быть худу, если вернешься с обетным пирогом назад домой, а еще хуже — съесть его самим: не найдется ни странника, ни калеки перехожего, скорми этот пирог птицам!» — таков был единственный выход.

«Прохожий — человек Божий», — считали в деревнях. И если ты сделал ему добро, угостив хлебом, то и земля одарит тебя плодородием в ответ. Все по закону бумеранга.

«Рад бы жениться, да май не велит»: приметы и традиции последнего месяца весны

Почему на Пасху красят яйца?

В этом году на 2 Мая приходится важный христианский праздник — Пасха. Почему в этот день принято есть именно яйца и почему их красят? По христианскому преданию Мария Магдалина пришла с проповедью к римскому императору Тиберию. Мария была бедна и, чтобы не идти с пустыми руками, принесла в дар императору яйцо со словами: «Христос Воскресе!» Тиберий ответил, что воскреснуть мертвому невозможно — так же, как и яйцу из белого стать красным. В тот же миг яйцо покраснело.

Но крашеные яйца гораздо старше христианства. Древние язычники окрашивали яйца кровью животных и даже жертвенной кровью человека, чтобы использовать их в обрядах погребения, очищения от грехов, встречи нового года и весны. Единственное, что совпадает в прежних и современных традициях, — красный цвет. В христианстве это символ крови распятого Христа и его воскрешения. Кровь есть жизнь.

Само яйцо для древних славян было символом жизни, так как в виде большого яйца им представлялся мир. Посредине него, как желток, находится Земля. Верхняя часть «желтка» — живой мир людей, нижняя сторона — мир мертвых. А вокруг Земли, подобно яичным белкам и скорлупе, — девять небес. Из-за этого мы говорим не только «небо», но и «небеса».

Самые древние упоминания о декорировании и ритуальном использовании яиц относятся к 5 тысячелетию до нашей эры. Авторы книги «100 великих кладов. Сокровища из царских гробниц Ура» предполагают, что пасхальная традиция пришла из Древнего Египта, где люди наделили яйца сакральным смыслом. Правда, страусиные. Украсив линиями и орнаментами, их клали в могилу как символ возрождения и новой жизни, которая ждала усопшего после смерти.

Кладут яйца в гроб в деревнях и сейчас. Например, моя бабушка на Троицу носила на кладбище пасхальные яйца. Ведь простые люди с давних времен верили, что если на кладбище покрошить «вольной птице» освященное яичко, то она «помянет умерших и будет просить за них Бога». Есть и другие поверья: с помощью пасхального яйца хворь лечится, пожар тушится и даже клад ищется. Поэтому хранили его подолгу.

А вот современные наклейки ничего общего с тем, как красили яйца на Руси, не имеют. Тем более что церковь не одобряет наклейки с изображениями святых, так как они вместе со скорлупой потом оказываются в мусорном ведре.