Олеся Еремина
Основатель онлайн-школы национальных ремесел, блогер, фольклорист.
«Снегом щеки сечет, морозом уши печет»: приметы и традиции января

Слово «январь» пришло к нам из Древнего Рима. Там месяц был назван в честь двуликого бога времени Януса, который открывал двери в будущее и закрывал в прошлое. Исконно же русское название месяца другое — «просинец»: небо синеет, день прибавляется и становится светлее.⠀

Есть у января и другое название — «сечень». В некоторых источниках, впрочем, сеченем зовется февраль. Также это название связывают с подсечно-огневым типом земледелия: зимой рубили (то есть подсекали) деревья, формируя участок для будущих посевов. Еще январь обозначался как «трескун», «снеговик», «огневик» (морозом обжигает), «ледовик», «студень», «снежень», «щипун».⠀

Почему январь должен быть холодным

Январь — самый холодный месяц года, и народ не боялся холодной снежной зимы. Напротив, именно такую и ждал, ведь от этого зависел будущий урожай: «Морозный январь — урожайный год», «Январский холод наполняет закрома». И наоборот: «Зима без снегу — не быть хлебу», «Зима без снега — лето без хлеба», «Сохрани себя от теплого января», «Берегись весны в январе».

Наши предки знали, что мороз защищает будущий урожай от вредителей, а снег оберегает почву, защищая растения и посевы от замерзания. Также в сугробах копится влага, которая напитывает почву весной. Именно поэтому морозная снежная зима так важна. И в этом году наконец все правильно.

Кто сказал «хрю»

В ночь с 13 на 14 января мы отмечали неофициальный праздник — Старый Новый год. Он появился в 1918 году, когда мы перешли с Юлианского на Григорианский календарь, чтобы не отставать от Европы. Именно этот первый день Нового года называли раньше Васильевым — по имени Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской.⠀

Накануне Нового года устраивали Васильев вечер — с праздничными угощениями. По старому стилю Новый год наступал уже после Рождества, поэтому трапеза не была постной. Хорошо и вкусно поесть в этот вечер было обязательной задачей: чтобы весь год быть сытым. Непременным блюдом была каша из цельных зерен пшеницы или ячменя — символ богатства и благополучия.⠀

Но главное место на новогоднем столе занимал поросенок. Его называли «кесаретским» — по имени Василия Кесарийского. Этот святой, покровитель свиней, особо чтился у пастухов. Отсюда и название Нового года у крестьян — «свиной праздник». Поросенка, символ плодородия скота и благополучия в доме на весь год, зажаривали целиком — это означало целостность жизненного блага.⠀

В ночь под Новый год парни ходили гурьбой по улицам и устраивали святочные бесчинства. Оставит хозяин сани без присмотра — утащат, снимут сбрую у коня, калитку — с петель, и свалят все на дороге, чтобы хозяевам было труднее найти. Такие вольности в Святки допускались, ведь считалось, что в это время по земле гуляла вся нечистая сила.

Едва ли не самым веселым месяцем в году январь был у наших предков как раз благодаря святочным гуляниям. Отсюда и пословица: «Лето для старания, а зима — для гуляния».

«Снегом щеки сечет, морозом уши печет»: что мы должны знать про январь

Поцелуи покойника и смотрины невест

До самого Крещения мир должен был перевернуться настолько, чтобы с очистительными ритуалами крещенской воды быть рожденным заново — в этом повторяется космогония символики самого Нового года.

Всю первую половину месяца молодежь вскладчину арендовала избу, где по вечерам устраивались святочные игрища, смешные и страшные. Кто-то наряжался чертом, кто-то — покойником, «умруном», которого девушки должны были целовать. Девушки в святочные вечера гадали, чтобы узнать имя будущего жениха и свою судьбу.

Особенно благоприятными для гадания вечерами были ночи накануне Рождества, Нового года и Крещения. Ну, а «Крещенье — делам вершенье». Попив очистительной крещенской воды (а чистая она потому, что именно в эту ночь становится такой, какой была при сотворении мира) и окунувшись в прорубь, люди смывали с себя все бесовские святочные дела и маски.

На Крещение устраивали и смотрины невест. На праздничную службу в крупное село съезжались все женихи и невесты, и пока девушки на выданье ехали в санях освящать воду, народ выстраивался вдоль дорог и смотрел на них. А как возвращались невесты с водосвятия, то сами уже становились вдоль дороги, в то время как женихи с родителями мимо них прохаживались и выбирали подходящую.