Олеся Еремина
Основатель онлайн-школы национальных ремесел, блогер, фольклорист.
«Срубим березку, нарядим цветочками»: приметы и традиции первого месяца лета

С латинского языка июнь, Junius, переводится как «месяц Юноны», богини-покровительницы семейного очага. Но в Древней Руси месяц называли «червень», так как именно в это время наши предки собирали специальных червяков — червенцов, с помощью которых делали багряную краску.

Было и другое название — «изок», что означает «кузнечик». Представьте, если бы это ласковое название сохранилось по сей день: «Ну что, поедем на море в изок?» И ответ: «Конечно, поедем! Ведь изок на дворе».

Этот месяц был чрезвычайно насыщенным с точки зрения примет и традиций: покойники «вставали» из могил, русалки «выходили» из воды и качались на ветвях, а простые девушки целовались в лесу и водили хороводы вокруг берез. Давайте посмотрим, как все это происходило.

Задобрить умерших

На Троицкой неделе, седьмой после Пасхи, в славянском календаре официально завершалась весна и начиналось лето. В этом году Троица приходится на 20 июня. Современная Троица впитала в себя обрядность древнего праздника Семик, который столетиями отмечали на Руси до принятия христианства, потому эта неделя называлась еще и Семицкой.

Семик перенес на Троицу обычай поминать «заложных» покойников, то есть тех, кто умер не своей смертью. К ним причисляли, например, умерших насильственной смертью, самоубийц, утопленников или погибших от пьянства — поминать их разрешалось только в этот день.

В древности считалось, что земля не принимает тех, кто умер «плохой» смертью, поэтому «заложные» покойники встают из могил и тревожат живых. Чтобы этого не происходило, люди приходили на кладбище и оставляли на могилах ритуальную пищу — яйца и блины.

Защититься от русалок

В древности верили, что души умерших не своей смертью превращаются в демонических существ. Например, в русалок. Всю Семицкую неделю русалки появлялись в реках, на полях, качались на ветвях берез и могли до смерти задушить или защекотать попавшего в их руки прохожего. Отсюда и другое название этой недели: Русальная. Помните у Пушкина: «Русалка на ветвях сидит»? Сидела она не иначе как в июне.

Сегодня благодаря сказке Ганса Христиана Андерсена и мультфильму Уолта Диснея русалка ассоциируется с безобидной морской красавицей, которая спасла человеку жизнь и полюбила его. На Руси же русалки считались злыми существами, в которых превращались девушки, покончившие с собой или умершие до замужества. Поэтому на протяжении всей Семицкой недели люди носили при себе обереги — хрен, полынь или чеснок.

Русальной неделе посвящена красивая народная песня «На гряной неделе». Есть версия, что это одна из самых древних восточнославянских песен, дошедших до наших дней. Послушайте, как она берет за душу!

***
На гряной неделе русалки сидели
Раным-рано.
Сидели русалки на кривой дороге
Раным-рано.
На кривой дороге, на кривой березе
Раным-рано.
Просили русалки и хлеба, и соли
Раным-рано.
И хлеба, и соли и горькой цыбули
Раным-рано.
***

Русальная неделя сопровождалась множеством запретов. Например, супругам не позволялось жить половой жизнью, мужчинам — вести строительные работы, а беременным женщинам — шить, вышивать и ставить заплатки, иначе ребенок, как полагали, родится с родимым пятном. Что интересно, эти запреты встречаются и в период зимних Святок.

«Срубим березку, нарядим цветочками»: приметы и традиции первого месяца лета

Покумиться с подругой

Исследуя июньские ритуалы, в одном из них я обнаружила сходство с современным новогодним обычаем — наряжать деревья. Но не елки, а березы: именно в Семицкую неделю было принято срубать в лесу молодые деревца, украшать их лентами, бусами, поясами и водить вокруг них хороводы. После ритуала от дерева нужно было обязательно избавиться: «Срубим березку, нарядим цветочками, принесем в деревню, крутимся хороводом с песнями. Хороводы кончили — березку в реку забросим».

Березкам в этот месяц приходилось нелегко: те, что не срубали, делали частью обряда кумления. Кумление (или посестримство) — обычай, согласно которому девушки устанавливали между собой особую духовную связь. Те, кто не имел детей, одевались в Семик особенно празднично и отправлялись в лес, где разбивались на пары и уединялись с подругами возле деревьев.

Покумимся, кума, покумимся, чтобы нам с тобой не браниться

Там они обменивались клятвами дружбы, целовались, дарили друг другу подарки и таким образом обозначали свое духовное родство. Непременным атрибутом обряда было завивание берез: девушки переплетали ветки в виде венка и целовались сквозь него.

Так они становились кумами: «Покумимся, кума, покумимся, чтобы нам с тобой не браниться...» После кумления девушки готовили на сковороде яичницу (яйца приносили из дома), а затем устраивали гулянья в деревне. Но кумились девушки не на всю жизнь: уже через три дня, на Троицу, надо было совершить вторую часть обряда — раскумиться. Они отправлялись на прежнее место, возвращали друг другу подарки, развивали ветви берез, ленты из них вынимали, а венки бросали по реке.

Семик символизировал приобщение женщин к плодородной силе земли

Жаль, что в таком формате обряд не сохранился до наших дней! Современные специалисты назвали бы его мощным способом прокачать женскую энергию.

Фольклорист Владимир Пропп предполагал, что Семик был исключительно женским праздником, потому как символизировал приобщение женщин к плодородной силе земли: в этот период она демонстрировала свой самый яркий расцвет. Зачем надо было приобщаться к силе земли? Конечно, чтобы подготовиться к материнству.

Я бы хотела рассказать вам еще об одном празднике, который в старину часто выпадал на июнь, — Иван Купала. Но в календаре 2021 года он приходится на 7 июля, поэтому мы обсудим его в следующем месяце.