

Искусство вне рамки
Современное искусство все чаще выходит за пределы музеев — на улицы, во дворы. Особенно важно это для новых районов, где отсутствует исторический культурный слой: паблик-арт помогает восполнить этот вакуум. Я уверена: спальный район — не просто место для сна, а пространство для жизни, и его обитатели достойны быть в центре культурных событий.
Искусство на улице приносит в город смыслы, эмоции и ценности, которые не заменят благоустройство и комфортная среда с зеленью и детскими площадками. Именно эта внутренняя потребность города в осмысленном, чувственном наполнении и стала толчком к развитию паблик-арта в России последние два-три года. В отличие от музея, здесь нет «рамки»: горожанин сталкивается с искусством случайно на улице и воспринимает его напрямую. В этом его терапевтическая сила: оно действует мягко, не навязываясь, но часто — выступает как триггер для пробуждения эмоций.
Сегодня художники используют разные современные инструменты визуального языка: от ручного изготовления арт-объектов до цифровых медиа. Паблик-арт выражается в разных формах: от граффити на стене до цифровых шоу в небе, но его цель — вызвать эмоцию у городского жителя, рассказать современным языком о городе или конкретном месте, проявить его особенности.
Город как эмоциональное пространство
Городская среда насыщена раздражителями — шум на дороге, реклама, гул толпы. Паблик-арт способен буквально изменить восприятие: инсталляция становится стоп-кадром, выбивая человека из действий, которые он выполняет на автомате.
Художник часто обращается к узнаваемым образам — бытовым формам или предметам, помещенным в необычный контекст. Такая работа не диктует смысл, а лишь предлагает: дальше зритель сам достраивает ассоциации. Искусство на улице порой вызывает легкий когнитивный диссонанс. Оно останавливает в моменте и задает вопрос без ответа — и начинается диалог случайного зрителя: с собой, художником, городской средой. Зритель становится соавтором, город — отражением его состояния и чувств.
Паблик-арт как терапия
Уличное искусство не требует подготовки или специальных знаний. Оно действует интуитивно, на уровне чувств, минуя интеллектуальные фильтры. Одно и то же произведение может вызвать у разных людей разные эмоции — все зависит от их личного опыта.
Наше нейроэстетическое исследование совместно с Институтом высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН это подтвердило: неподготовленный зритель сначала испытывает замешательство, затем — ищет смысл. Это делает его путь к восприятию искусства особенным: от эмоционального всплеска — к осмыслению.
У современного художника, который создает арт-объекты на фасаде школ, в подземном паркинге, в новых парках или на территории ЖК, нет права на ошибку. Хороший паблик-арт — это тонкий баланс между личным высказыванием автора, многомерностью заложенных образов и смыслов и доступностью интерпретаций у зрителя. И именно отклик случайного зрителя от малышей до людей серебряного возраста, а не «правильное» понимание, делает произведение завершенным.
Эмоция — это акт соавторства
Я вижу это постоянно. Когда в 2024 году на Масленицу в музее-заповеднике «Царицыно» перед парадным входом Большого дворца поставили выше человеческого роста
Иногда работа художника оказывается «в нерв» — утешает, вселяет надежду, даже если человек сам не в состоянии назвать свои чувства. В таких случаях уличное искусство дает шанс на честное, даже неосознанное проживание эмоций — и это и есть его терапевтический эффект.
Как научиться ходить по городу, как по музею
Паблик-арт может изменить повседневность — если мы сами будем готовы к этому. Открытость восприятию можно развить. И вот как.
Остановитесь, замедлитесь, дайте себе полминуты почувствовать объект. Задавайте себе вопросы: что я чувствую? С чем это ассоциируется? Не спешите гуглить «что имел в виду автор» — доверьтесь первым ощущениям.
Фиксируйте визуальные впечатления — фотографии, заметки, зарисовки. Это помогает настроиться на чуткое восприятие среды.
Обращайте внимание на материалы и технику. Например, моя авторская техника «биотипия» — живопись на движущейся воде — рождает ощущение текучести и природы, даже если это печать на пластике, и отзывается у зрителя на бессознательном уровне. Или использование текстиля в паблик-арте: макраме, вязание — ассоциируются с домом, теплом. Такие нюансы дают возможность интерпретировать работу на уровне тактильности и в переносном, и в прямом смысле. Если в музее запрещено трогать произведения искусства, то на улице — они всегда на расстоянии руки, к ним можно прикоснуться и ощутить их фактуру, рельеф.
Кстати, многие объекты изначально рассчитаны на физическое взаимодействие. Можно прикоснуться, залезть, включиться в игру. Это не «детское», а глубоко терапевтичное.
Моя инсталляция «Притяжение» с двумя огромными стульями на дамбе Царицынского пруда стала для зрителей местом фантазии в голове. К ним нельзя было прикоснуться из-за мер безопасности при спуске воды, но люди на мосту смотрели на объекты и мысленно садились на эти стулья, вспоминая только что прошедшие карантинные времена, когда нам так хотелось увидеться и прикоснуться друг к другу, но обстоятельства нас разделяли.
Искусство — способ прожить негативные эмоции безопасным образом и выразить то, что обычно подавляется.
Инсталляция «Притяжение» Марины Звягинцевой
Почему это работает: память, тело, контакт
Паблик-арт воздействует на тело, пространство, эмоциональную память. Мы можем трогать, обходить, ощущать масштаб и фактуру. Материалы вызывают ассоциации: гладкое дерево — уют, металл — тревожность. Пространство, где размещен объект, тоже влияет: тесный двор или открытая площадь — разные телесные переживания. Все это активирует глубинную телесную память.
Интерактивность — мощный инструмент. Playful art, искусство-игра, помогает людям раскрепощаться. Так, в терапевтической арт-акции «Утопи свои печали» зрители бросали в реку окрашенный в разные цвета камни, символизирующие эмоции — грусть, тоску, разочарование, гнев, фрустрацию, и прощались с ними. Это простое игровое действие помогло многим осознанно отпустить свои чувства. И совпавшая с финалом перформанса гроза словно подчеркнула силу этого эмоционального жеста.
Похожий эффект я наблюдала и в Морозовской больнице: мы оформили двери кабинетов живописными изображениями — у каждого врача свой фрукт или овощ — и дети перестали бояться заходить внутрь. Пространство стало понятным, дружелюбным, а значит — целительным. Все, что нас окружает, влияет на нас. Паблик-арт становится частью этой среды — и помогает проживать эмоции.
Искусство без ожиданий — главное условие
В музее всегда кто-то «знает, как правильно» — это и куратор, и искусствовед, и смотритель зала. Уличное искусство снимает диктат интерпретации. Нет правильной реакции — есть только личный отклик. Если вы что-то почувствовали — значит, искусство сработало. Если нет — это тоже опыт.
Паблик-арт не требует, не объясняет, не оценивает. Он может оказаться рядом в соседнем дворе или по пути на работу, готов «зазвучать», когда вы готовы. Эта свобода от ожиданий — и есть условие искреннего переживания. Главное — не оценивать, а чувствовать. Современное искусство — не про красоту с золотым сечением, а про эмоции. Мы живем в мета модерне, где снова ценится искренность и телесность восприятия.
Художник не всегда сам точно знает, «что имел в виду». Искусство — это чувство, переданное другому. И если оно откликнулось — оно случилось.
Город, который говорит
Я не вижу паблик-арт как украшение города. Для меня это способ дать городу голос, раскрыть культурные пласты, проявить то, что может не видеть архитектор, урбанист или городской житель. Через искусство город становится собеседником, делится переживаниями.
Чтобы услышать, нужно просто остаться живым: внимательным, открытым, уязвимым. Паблик-арт возвращает нам эту живость. Он напоминает: остановись, посмотри, почувствуй.
Город может шептать через надпись «И это пройдет», удивлять странным объектом, поддерживать ярким пятном цвета. Мы больше не одиноки — мы включены в эмоциональное пространство. Это и есть исцеляющее переживание: чувствовать и быть понятым.
Искусство в общественных пространствах не решит всех проблем, но может поддержать именно тогда, когда особенно нужно. Давайте прислушаемся к тому, что говорит место, которые сейчас вокруг вас.

Паблик-арт художница