Топ-3 страха фрилансера: как с ними справиться
Фото
Getty Images

Удаленная проектная работа за последние два года стала, пожалуй, самым востребованным форматом. Теперь это не только выбор студентов и представителей творческих профессий, но и обыденность многих россиян.

Плюсов много: возможность вести несколько проектов, работать в международных компаниях, самостоятельно регулировать занятость, проводить больше времени с семьей. Какие, казалось бы, здесь могут быть трудности?

Ответственность — та самая свобода и одновременно источник многих страхов

Работа в найме льстит своей ясностью: вот рабочий график, вот зарплата, вот премия раз в квартал и все договоры заключаются на компанию. Да, приходится терпеть переработки и годами ждать повышения, зато есть стабильность.

На фрилансе все иначе: здесь нужна гораздо большая личная включенность. Вы самостоятельно ведете коммуникацию, называете цену, выбираете проекты и нагрузку. Кроме того, приходится мириться с нестабильным доходом.

У меня для вас хорошие новости: основные трудности работы на фрилансе можно устранить. Главное — вовремя отследить их и начать работу с мышлением.

ОБЕСЦЕНИВАНИЕ

Первая сложность заключается в том, что фрилансеры часто обесценивают себя и свои услуги. Если вам постоянно кажется, что у вас недостаточно знаний, что вам нужно пройти еще один курс, прочесть с десяток книг, чтобы наконец стать хорошим специалистом — вы попали в ловушку обесценивания

Предлагаю несколько упражнений, которые помогают «прокачать» чувство самоценности и вырасти в доходе:

  • Выпишите все обучение, которое вы прошли

Соберите все дипломы и сертификаты. Отдельно предлагаю выделить, сколько от вас это потребовало времени, сил, энергии. Какие трудности вы преодолели? И какие знания получили?

  • Опишите весь свой профессиональный опыт, даже тот, который может показаться неактуальным

Любая ваша деятельность развивала полезные навыки. Опишите какие. Какие сложные ситуации вы разрешили? Опишите свои победы. Каких результатов вы достигли? Чем особенно гордитесь?

  • Пропишите все свои сильные стороны и подумайте, как они помогают вам в работе с клиентами

Как вы можете их развить еще больше, не прибегая к покупке новых курсов? Важно оглянуться на возможности, которые есть здесь и сейчас.

  • Перестаньте сравнивать себя с другими

Самый непростой и важный пункт. Как? Посмотрите на себя семь лет назад и напишите, как вы изменились, как вы выросли, чему научились, что поняли за это время. Признайте ценность всего, что было сделано за этот период. 

НАРУШЕНИЕ ДОГОВОРЕННОСТЕЙ ОБ ОПЛАТЕ 

Часто я наблюдаю у фрилансеров следующее: они настолько рады просто найти клиента, что бросаются выполнять работу, не обговорив детали.

Внутри себя каждый верит, что заказчик, как добрый родитель, оценит их усилия и вознаградит по заслугам. Но реальность такова, что иногда клиенты попадаются не самые добропорядочные и делают все, чтобы получить больше, заплатить меньше, позже, а то и вообще оставить исполнителя без гроша. Как себя защитить?

Необходимо выстроить четкие личные и профессиональные границы. Не ждите, что это сделает клиент. Рекомендую выполнить следующие шаги:

  • Выберите правильную позицию в общении с клиентом

Не рассматривайте его как вышестоящее лицо. Он не ваш начальник, он партнер, вы взаимодействуете по принципу win-win: он вам дает возможность заработать деньги, вы ему помогаете развивать бизнес или достигать цели с помощью вашей услуги.

  • Обозначьте клиенту условия работы

Таким образом вы продемонстрируете зоны ответственности каждой из сторон. Настоятельно рекомендую использовать договор или хотя бы закрепить условия в письменной форме.

  • Не прогибайтесь, если клиент просит скидки

Если вы все же решили сделать заказчику бонус, сумейте преподнести это как привилегию, которую вы ему дарите. И если вы не собираетесь делать эти привилегии каждый раз, подчеркните ее исключительный характер или свяжите с каким-то значимым событием.

  • Сообщите ваши действия в случае неоплаты в нужный срок

Если клиент все еще не оплатил, сделайте то, что обещали. Не предавайте себя из-за страха потерять клиента: вы у себя одни, а заказчиков много.

СТРАХ ПОДНЯТЬ ЦЕНУ

«А вдруг я потеряю клиента? А если я испорчу с ним отношения? Может, лучше потерпеть?»

Так в голове звучит внутренний критик и навязывает сомнения о ценности вашей работы. Из-за всех этих страхов опытный фрилансер продолжает запрашивать цену новичка. Здесь проваливаются многие: растят доход за счет увеличения заказчиков, а не логичного увеличения стоимости услуг. В итоге перегружают себя работой и выгорают. Как не допустить этого?

Выход один: проработать свои страхи. Ниже предлагаю инструменты, с помощью которых можно это сделать.

  • Страх потерять клиента и остаться без денег

Представьте себе худший вариант. Это действительно уже произошло. И что теперь? Какие ваши действия? Представив себе конкретные шаги, вы увидите, что это не конец света и у вас есть много вариантов, как действовать. Это даст вам почувствовать безопасность.

  • Страх не справиться с задачей 

Пропишите все ситуации в жизни, с которыми вы уже справились. Например, выучили иностранный язык, переехали в другой город, перешли из офлайна в онлайн. Посмотрите, какие у вас есть внутренние ресурсы, ваши сильные стороны, опыт, которые помогли вам справиться, и перенесите их на решение новых задач.

  • Страх, что не дадите достаточно пользы за эти деньги

Пропишите, сколько вы вложили в себя, в свое обучение. Сколько уже накопили профессионального опыта? Какие результаты вы уже дали другим клиентам? Напишите, что получают заказчики, сотрудничая с вами.

Подытожить мне хочется тем, что если вы перешли на фриланс, у вас уже достаточно смелости. Транслируйте ее во все процессы: от ценообразования на ваши услуги до коммуникации с заказчиками.

Можно напоминать себе одну простую вещь:

Когда клиент платит дороже, он больше ценит вас, ваш труд и ту услугу, которую он получает

Поэтому решайтесь создавать настоящую ценность для себя и для своего клиента — это залог обоюдного роста. 

Елена Крылова
Елена Крылова

Бизнес-психолог, коуч экспертов фрилансеров и предпринимателей, кандидат психологических наук.