Турецкие сериалы, экстрасенсы и астрология: эксперты назвали самые популярные «постыдные удовольствия» россиянок | Источник: Кадр из сериала «Постучись в мою дверь»
Фото

Кадр из сериала «Постучись в мою дверь»

Топ guilty pleasure

Эксперты сервисов VK Видео и Леди Mail.ru рассказали, какие «постыдные удовольствия» наиболее популярны у россиянок. Так, в рейтинг самых любимых занятий, о которых неловко говорить, попали:

  • телешоу об экстрасенсах и мистике (16%);

  • реалити и ток-шоу (14%);

  • просмотр «глупых» комедий (13%);

  • турецкие сериалы (10%);

  • российские сериалы девяностых и нулевых (8%).

При этом многие респондентки признались, что, помимо перечисленного, любят смотреть корейские дорамы, аниме и документальные фильмы про маньяков, а также много времени проводят в блогах астрологов и экстрасенсов. Интересно, что говорить о своих постыдных удовольствиях с партнерами или близкими готовы треть россиянок — еще столько же предпочитают держать свои своеобразные увлечения в тайне ото всех.

Сама формулировка «постыдное удовольствие» — перевод с английского фразы guilty pleasure, которую дословно можно понимать как «удовольствие, в котором виновен». Как правило, ее используют для обозначения каких-либо действий или увлечений, которые хотя и действительно дают позитивные эмоции, но при этом могут быть порицаемы большинством.

Мнение психолога

Мария Медведева

Психолог, преподаватель онлайн-института психологии SMART

Как возникает стыд

Стыд — это чувство, которое возникает в ответ на ооознание своих действий, если эти действия не вписываются в общепринятые рамки поведения или не соответствуют ожиданиям окружающих. То есть человек делает что-то, что ему захотелось, получает приятные эмоции, радость или удовольствие, но вдруг осознает, что социум или некое окружение определяет его поступок как постыдный, ненадлежащий, осуждаемый.

Такая система задумана не только для удобства взаимопонимания и управления, по принципу «на одним языке говорим, имеем общие представления о хорошо и плохо», но и для создания системы безопасности самого общества. Представляете, что начнется за анархия, если каждый будет делать, что захочется? Поэтому многие ограничения и нормы уместны. Изначально подобные ограничения были введены религиозными институтами, чтобы совладать с физическими удовольствиями в пользу воспитания духа.

Что такое «постыдные удовольствия»

Это как раз то, что уже осуждается обществом, но еще не запрещено законом. А значит, разрешено — при условии, что человек справится с осуждением окружающих, сможет его пережить. И отдельного уточнения заслуживает тот момент, есть ли до «постыдных действий» дело тем самым окружающим? Часто оказывается, что нет.

Например, самой табуированной моралью темой является сексуальность — и зачастую именно такие действия становятся самыми сложными для реализации и удовлетворения, получения удовольствия. Рамки установлены обществом там, где их просто нельзя накладывать. И речь даже может не идти о девиациях или парафилиях: порой даже желание орального секса или разнообразия позиций может быть истолковано как нечто постыдное. Часто можно встретить пары, где невозможен даже разговор об удовольствии в сексе, способах его получения. Все случается под одеялом, в темноте, с закрытыми занавесками, в миссионерской позе и молча. Конечно, подобное не приводит к естественной физиологической разрядке сексуального напряжения и не улучшает качество жизни в целом.

Почему даже постыдное удовольствие нам помогает

Дело в том, что каждый человек вправе иметь свои предпочтения, свое видение наслаждения и собственные представления об эстетике. Если говорить о сексуальных пристрастиях или фетишах человека, то это проявление и реализация базовых потребностей личности и очевидно, какими могут быть последствия запрета быть собой, реализованным.

Всем известно, что каждый человек имеет базовые потребности, начиная с физиологических — сна, воды, пищи и так далее. Смысл в том, что, согласно пирамиде потребностей Маслоу, пока эти физиологические потребности удовлетворены не будут, не получится реализовывать и остальные, то есть развиваться, любить, радоваться. А что же тогда остается человеку, удовольствия которого определены как порочные и он следует запрету? Механизмы компенсации. Давайте порассуждаем, как может выглядеть компенсация запрета? Какие примеры вы можете чаще всего встретить в реальной жизни?

Так, например, если мужчина не получает удовольствия в легальном сексуальном союзе, он не обязательно пойдет искать реализацию своих порочных желаний на стороне. С тем же успехом он может увлечься алкоголем, выражать свою агрессию и раздражение на работе, проявлять злость и недовольствие уже в вариантах от раздражения до садизма. А если женщина, как «последовательница заветов викторианской эпохи», не просто не получает удовольствия в сексе, а дошла до полного отвращения к подобному контакту? Например, когда стыдно было говорить о том, что не нравится, а терпеть его прикосновения велил супружеский долг.

Механизм компенсации здесь может выглядеть как доведение себя до «механического климакса», когда психосоматика доводит до болезни половых органов

И тогда сексуальность реализуется в других сферах — появляется желание задушить заботой, «залюбить» кого-нибудь до смерти.

Или женщина блокирует сексуальность, не получает сексуального удовольствия по причине отсутствия партнера. Здесь компенсация может пойти в сторону переедания и, еще дальше, зависти и негатива относительно других людей, срывов на работе. Все эти рассуждения направлены на понимание того, что сама формулировка «постыдные удовольствия» давно требует уточнения.

Гамбургский сексологический институт предлагает критерии, определяющие норму в реализации сексуальности — эти критерии приняты в большинстве стран мира и, как мне кажется, могут быть использованы как критерии, позволяющие нам решать, заслуживает ли человек стыда за свое удовольствие в принципе. К ним относятся:

  • зрелость;

  • взаимное согласие;

  • стремление к достижению обоюдного наслаждения;

  • отсутствие ущерба здоровью;

  • отсутствие ущерба другим людям.

Если посмотреть на постыдные удовольствия через эту призму, становится яснее и доступнее.