В индустрии моды в году не четыре сезона — лето, зима и то, что между ними, — а 52. Новые коллекции и рекламные кампании, чтобы их продать, появляются каждую неделю. Это 100 млрд «тряпочек» ежегодно — в среднем по дюжине новых вещей на нос. Несмотря на то что в наших гардеробах вещей достаточно для каждого сезона, мы тем не менее как-то умудряемся поддерживать высокий спрос и покупаем в два раза больше одежды, чем 15 лет назад, и выкидываем ее почти в два раза быстрее.
Выбросы CO2 от производства одежды уступают лишь авиации, а по загрязнению воды — сельскому хозяйству. Сшили, доставили, постирали, посушили и погладили — это 10% глобальных парниковых газов.
Чтобы на свет появилась одна футболка, нужно израсходовать 2700 л воды и 1 кг химии, и в процессе ее создания еще выделится и 7 кг парниковых газов
К счастью, далеко не каждый бренд одежды способен поддерживать высокий темп и выдавать 40–50 коллекций в год. Но даже при таком раскладе одежды производят намного больше, чем нужно. Чтобы не допустить снижения цен и спроса на вещи, бренды сжигают нераспроданный избыток.
Да и мы, потребители, тоже хороши: импульсивно покупаем и импульсивно выбрасываем. По оценкам экспертов, на сжигание и свалки отправляется где-то 95% вещей, которые можно было бы продолжать носить или переработать. Рынок ресейла одежды тоже растет, но бо́льшую часть еще вполне пригодных к носке, но не новых вещей никто уже не наденет.
Но есть и хорошие новости: все в наших руках! Наш гардероб — нам им и управлять. С этого момента распоряжаемся гардеробом осознанно: избавляемся от лишнего, избегаем импульсных приобретений и захламления, ухаживаем за тем, что есть, и бережно утилизируем то, что непригодно.
Остановить поток входящих
О, как же красиво работают фотографы и стилисты в фэшн-индустрии! Вместе они создают образы, которые заряжают уверенностью и силой, манят свободой, вселяют надежду на взаимность и обещают бесконечное счастье — только купите!
Вот первая рекомендация: отпишитесь от рассылок и соцсетей одежды, обуви, аксессуаров. Даже тех, что продают винтаж. Но чтобы долго не искать их, когда что-то действительно понадобится, сохраните ссылки на лучшие аккаунты и магазины в закладках браузера.
Гуляете по магазинам, когда вам грустно? Попробуйте заменить шопинг на поход в кино, занятие танцами, прогулку в парке с друзьями. Если привычка купить что-то новенькое, чтобы развеять хандру, совсем прижмёт — так и быть, загляните в секондхенд или на «Авито». Так можно продлить жизнь хорошим вещам и заодно сэкономить денег.
Избегайте похода в торговый центр за компанию — так меньше шансов купить что-то ненужное и «не свое». За покупками лучше ходить с четко определенной целью и в одиночестве — как снайпер.
В поисках образа
Вы уникальны — не бойтесь выразить это в одежде! Копайте глубже — ищите свой образ вне модных трендов и давления рекламы.
Задайте себе несколько вопросов, которые помогут нащупать свой стиль:
Какие у вас сильные стороны?
Что ваша одежда должна рассказать о вас другимлюдям?
Какой у вас темп жизни?
Как организована ваша неделя? Вы работаете в офисе и регулярно ходите на важные встречи, работаете из дома или любите посидеть с ноутбуком в кафе? Воспитываете детей, а по выходным ужинаете с друзьями в ресторане? Занимаетесь спортом и любите вечеринки?
В какой одежде вам привычно, в какой комфортно: в классическом костюме или джинсах? В начищенных до блеска кожаных туфлях или в кедах?
Какие ткани и крой подчеркнут вашу индивидуальность?
Если внутренних ощущений для определения образа покажется недостаточно, используйте распространенные в интернете подсказки, чтобы определить свой цветотип и тип фигуры. Только не относитесь к этому слишком серьезно — в основе этой «науки» лежат стереотипы, обобщения и чей-то субъективный вкус. Лучший ориентир для выбора образа — это вы сами и то, насколько вы уверенно и комфортно себя ощущаете.
Разбираем гардероб
Когда поймете, чего хотите и какие вещи из вашего гардероба не работают на ваш образ, будет проще разобрать залежи в шкафах. В его глубинах может таиться и неожиданное — почти новые или очень старые вещи, о которых вы забыли. 30% участников курса «Теперь так» поняли, что носят только половину из своих вещей, почти 30% — не больше четверти и лишь 14% регулярно используют 90% своего гардероба. А что в шкафах у вас? Давайте разберем.
Разделим вещи на три части:
то, что вы носите прямо сейчас или будете носить, когда придет сезон;
то, что не носите и вряд ли будете (те вещи, которые малы или велики, не модны, надоели или слишком изношены);
то, в чем прямо сейчас сомневаетесь: носить или не носить.
Теперь среди тех вещей, что будете носить, отбирайте сезонные и то, что можно носить в любое время года (например, джинсы и блузы). Откладывайте сезонные в сторону, а из тех, что можно носить когда угодно, выберите те, которые вы носите часто и по разным случаям (посчитайте, сколько получилось — если в пределах 10–15, то это оптимально).
Теперь определите, какие вещи будут играть ключевую роль в ваших образах — что вы носите чаще всего и как расставляете в них акценты? Яркий цвет, крупный орнамент, надпись или цветы, необычный крой или интересные детали — все, что выделяет вещь. К этим акцентным вещам подберите по два–три спокойных верха или низа. Вуаля, ваши образы готовы. Разнообразить их для выхода в свет можно украшениями (подвески, крупные серьги), сумками, обувью и даже носками.
Вот примеры базовой женской капсулы на все сезоны:
белая футболка;
рубашка светлых тонов — классическая или оверсайз;
свитер из натуральной шерсти, кашемира или ангоры;
пиджак по сезону из плотной шерсти или хлопка или даже брючный костюм;
пара добротных джинсов разного цвета;
кожаная или джинсовая куртка;
платье — на бретельках или закрытое;
классический демисезонный тренч;
пальто из натуральной шерсти или кашемира;
пуховик.
А это пример базовой мужской капсулы на все сезоны:
три–четыре футболки в нескольких цветах (лучше без картинок, надписей или других акцентов);
толстовка или худи;
рубашки;
свитер из натуральной шерсти, кашемира или ангоры;
пиджак;
костюм;
джинсы;
брюки;
кожаная или джинсовая куртка;
классический демисезонный тренч;
пальто из натуральной шерсти или кашемира;
пуховик.
В любом гардеробе должны быть летняя, зимняя и демисезонная капсулы, а также капсулы для работы и отдыха. Но ваш образ — ваши правила
Не стесняйтесь экспериментировать и комбинировать: из 8 предметов можно составить до 15 образов, из 12 — не менее 28, а из 13 — и все 30 луков. Минимум в капсуле — 6–8 предметов (4–5 предметов верха и 2–3 низа), не считая обуви, аксессуаров и домашней одежды.
То, что осталось вне капсулы, оптимизируйте на свой вкус. Например, если вы обнаружили две очень похожие толстовки, два маленьких черных платья или четыре белые рубашки, присмотритесь — возможно, вы сделаете выбор в пользу какой-то одной вещи.
Обратите внимание и на красивую, но не очень удобную одежду: коротковатые шорты, узковатый поясок, обувь с неудобной колодкой. Бывают вещи, которые нам очень нравятся, но какая-то мелкая деталь в них вызывает дискомфорт, и из-за этого мы редко их надеваем. Может быть, пора их отдать тому, кто поладит с ними лучше?
Теперь перейдем к сезонным вещам. Если сезон подошел к концу, возвращайте в шкаф только то, что вы действительно использовали. Все, что лежало без дела, скорее всего, и через год не пригодится. Летние вещи лучше сортировать летом, зимние — зимой, чтобы точно знать, пригодятся они или, напротив, не очень нужны.
К вещам из стопки, куда вы отложили все, что вызывает сомнение, можно проявить снисхождение, но во время разбора хотя бы одну вещь стоит списать. В результате у вас должны остаться только те вещи, которые вы гарантированно и с удовольствием будете носить.
Повторяйте такое упражнение перед началом каждого сезона.
Что делать с тем, что уже не нужно
Правило номер один: не спешите. Если вы только недавно задумались об оптимальном гардеробе и впервые делаете основательный разбор, лучше не торопиться. Перфекционизм может обернуться сожалением от поспешного расставания с действительно нужными вещами и пробить в гардеробе бреши, которые потом придется прикрывать чем-то новым.
Те вещи, что подороже или в очень хорошем состоянии, стоит попробовать продать. По данным «Авито», сделок с одеждой и обувью в ресейле уже больше 10%. Да и количество ресейл-проектов растет: появляются новые платформы, аккаунты в соцсетях и мессенджерах, торговые площадки.
Если решение принято, а продажей заниматься не очень хочется, — дарите. Предложите друзьям, отнесите на своп, выставите в соцсетях или на сайте «Дару-дар». Хорошие, но разонравившиеся вещи можно отдавать и на благотворительность. Одежду, обувь, предметы быта, игрушки и много чего еще принимают городские социальные службы — их можно найти через городскую управу, справочники и карты в интернете.
Ношеные вещи в хорошем состоянии могут принять в церкви или благотворительном фонде. В чем именно нуждаются подопечные той или иной организации, лучше уточнить, но вещи в любом случае должны быть целыми и чистыми — их будут сортировать, а потом использовать такие же люди, как и вы.
Проявив немного креативности, еще один шанс можно дать и одежде, срок службы которой подошел к финишной прямой. Если рукоделие — не ваш конек, а тряпочек для уборки уже слишком много, то из отслужившей одежды можно сделать игрушки для домашних питомцев, завязав ее в крепкие узлы или наплетя из нее кос.
Сбор и переработка одежды в России — занятие крайне непопулярное
Текстиль и некоторые вещи пускают на ветошь (так называют тряпичные лоскуты), которой стирают остатки машинного масла со станков, вытирают детали на шиномонтаже, делают уборку производственных цехов. Спрос на ветошь есть, но мы, потребители, в поставках ветоши предприятиям практически не участвуем — этот рынок обходится без нас, получая сырье с текстильных производств. Отслуживший текстиль также разбирают на волокна, из которых потом делают строительную изоляцию, набивные материалы или половые тряпки.
Переработка одежды — дело хлопотное и невыгодное: вещи нужно где-то собрать, куда-то отвезти, где-то хранить, чтобы потом рассортировать, отсоединить фурнитуру и детали из других материалов, а стоимость полученного сырья — копейки.
Поэтому приемом от потребителей одежды на переработку мало кто занимается. Фонд «Второе дыхание» — один из самых симпатичных проектов в этой области. Сдать вещи в их магазины или в ящики, стоящие в магазинах партнеров фонда, можно в Москве и в нескольких регионах. Сдавая вещи, можно поддержать фонд добровольным взносом — рассчитать его оптимальный размер можно из цены переработки 1 кг вещей (в 2020 г. она составляла 60 руб.). Финансовая поддержка, соразмерная затратам, поможет сделать процесс переработки финансово устойчивым, а значит, проект продолжит работу, замедляя рост свалок и сокращая потребность производств в первичном сырье.
Книга от авторов курса бережного потребления «Теперь так» про сортировку мусора, использование переработанного сырья и бережного потребления в целом. Чтобы не тратить бессмысленно ресурсы планеты и деньги на то, в чём, в сущности, нет необходимости — на то, что не приносит пользы ни людям, ни окружающей среде, но требует сил и внимания. Вы узнаете, как развить альтернативные бытовые привычки, которые позволят снизить нагрузку на окружающую среду, кошелёк и личное время.