Запах — память наших эмоций

Psychologies: Что такое запах?

Патрик Мак Леод: Сам по себе запах не существует. Мы его воспринимаем лишь в тот конкретный момент, когда поступающие из внешней среды молекулы определенного вещества достигают верхней части полостей внутри нашего носа. Эта «встреча» длится всего лишь одну-две секунды, но именно она создает запах и дает начало нашим ощущениям. Таким образом речь идет не о свойствах вещества, а именно о феномене его встречи с нашими обонятельными рецепторами, расположенными в пяти миллиметрах от головного мозга. Так что запах зависит на 50% от вещества, а на 50% — от самих людей. Это научно установленный факт.

А искусственно созданный аромат?

Это особый запах, составленный экспертом, умеющим создавать произведение искусства на основе сочетания пахучих веществ. Аромат соотносится с этими веществами так же, как картина с красками: все дело в видении художника.

Почему мы чувствительны к запахам?

Столкнувшись с каким-то запахом, мы анализируем его на трех уровнях. Прежде всего — приятный или неприятный. Потом «качественный аспект»: способны ли мы узнать или классифицировать этот запах? И наконец, интенсивность: этот запах так силен, что пропитывает все вокруг, или, наоборот, едва уловим? Если обонятельное ощущение не вызывает у нас особого интереса, мы останавливаемся на первом уровне. Но если оно наводит на какое-то воспоминание, пробуждает какую-то эмоцию или вызывает отвращение, то наш мозг его выделяет и запоминает.

Для чего служит запах?

Он вносит значительный вклад в ту информацию, которую наш мозг получает об окружающей среде. Это позволяет нам приготовиться к тому, чтобы соответствующим образом адаптировать свое поведение. Память играет важнейшую роль в этом процессе. Ведь по природе своей ни один запах не является ни хорошим, ни плохим. Интерпретацию ему дает наш мозг, присваивая запаху некое качественное определение. Такой «гедонистический ярлык» мы воспринимаем только в зависимости от своего жизненного опыта. Так, если определенный аромат оказался у нас связан с чувством к какому-то человеку, то он навсегда запечатлеется в нашей памяти.

Почему одни незнакомые ароматы нас очаровывают, а другие не нравятся?

Парфюмеры составляют новые композиции, основываясь на культурном контексте. Используя только вещества с приятным запахом или те, чей запах принято считать приятным, они обращаются к легко узнаваемым ориентирам: ароматам цветов, дерева, пряностей. Это все соблазнительные запахи, которые способствуют тому, чтобы незнакомый аромат нам понравился.

Может ли аромат оказывать влияние на наше поведение?

Нам никогда не удавалось наблюдать у человека ни малейшего изменения поведения под действием запаха духов. Но и доказательств обратного у нас тоже нет.

Почему для некоторых женщин парфюм связан с соблазном?

Потому что парфюм одновременно расширяет пространство, занимаемое женщиной, и увеличивает время ее присутствия: профессионалы именуют это «объемом» и «шлейфом». Аромат, заявляющий о своем присутствии, обращает на себя внимание. О нем вспоминают потом. Женщина таким образом «метит» свою территорию.

А почему так трудно описать запах?

По вопросу конкретного запаха не может быть консенсуса: каждый человек воспринимает его по-своему. Невозможно создать точный словарь для описания запахов, приходится постоянно прибегать к метафорам. Эти образы, привязанные к нашим воспоминаниям, возвращают нас в какой-то приятный или ностальгический момент. Менее известен тот факт, что запах напрямую связан со вкусом: носовые и ротовая полости непосредственно сообщаются между собой. Так что обоняние и вкус тесно связаны. Когда мы находим какое-то блюдо вкусным, можно поделиться этим ощущением с другими, но о запахе этого нельзя сказать однозначно — его интерпретация остается очень личной.


Об эксперте: Патрик Мак Леод (Patrick Mac Leod) — французский нейрофизиолог, президент Института вкуса, один из ведущих мировых специалистов по нейрофизиологии чувств.