25 231

6 способов мотивировать ребенка

«Тебе ничего не интересно», «займись уже хоть чем-нибудь» — такие слова часто можно услышать от родителей. Что мы можем сделать для того, чтобы нашим детям стало интересно?
6 способов мотивировать ребенка

Мы хотим, чтобы ребенок проявлял интерес, но интерес к чему? Мы хотим, чтобы он что-то делал, но что именно? «Что угодно, лишь бы не сидел перед телевизором» — это не самый лучший ответ. Несколько советов о том, как мы можем помочь детям почувствовать интерес к чему-либо, дает Алан Каздин, доктор психологических наук и директор Йельского центра воспитания детей и клиники по работе с детьми.

1. Поставить цель

Составьте четкий список тех видов деятельности, к которым вы хотели бы привлекать ребенка. Отличный вариант — так называемые «пробные занятия». Ребенок мог бы получить представление о таких вещах, как танцы, спорт, музыкальные инструменты, науки, садоводство. Вы поймете, что именно вызывает интерес ребенка, что можно бы изучать глубже.

Она любит животных? Он обожает фильмы о боевых искусствах? Почему? Постарайтесь выяснить, как можно более четко определить, в чем суть возможного интереса. Она может в результате пойти, скажем, волонтером в приют для животных или начать учиться верховой езде. А он, возможно, захочет больше узнать о кунг-фу или о том, как снимать фильмы.

2. Установить требования

Очень полезно как можно раньше установить разумные и не слишком сложные в выполнении требования к ребенку. Например, договориться о делах, которые он должен выполнять дома. Это не окажет вам особой помощи в хозяйстве, но будет чрезвычайно полезно для отношений. Да и ребенку так гораздо легче понять, чего вы от него ожидаете.

Мотивацию можно развивать, как любую привычку. Когда вы постоянно ожидаете от ребенка выполнения каких-то обязанностей, которых с возрастом становится все больше, это приучает его к мысли, что активность и участие в жизни — совершенно нормальное дело. Это осознание может стать мощной силой, противостоящей пассивности и потере интереса.

3. Показать на личном примере

Родители часто склонны к поучениям и нравоучительным беседам и гораздо меньше внимания уделяют возможности влиять на детей собственным примером. А ведь именно личный пример родителей особенно важен. Вы можете использовать собственную модель жизни, чтобы развивать характер, интересы ребенка и его мотивацию.

Например, если вы любите чем-то заниматься вне дома, то по возможности берите его с собой. Музеи, социальные или политические события, спорт, волонтерство — неважно, что именно. Главное, что вы получаете удовольствие. Беря ребенка с собой, вы, во-первых, мотивируете его, а во-вторых, укрепляете ваши отношения.

Конечно, совместное выполнение обычных домашних дел, например, походы в магазин за продуктами, уборка, тоже служат этой цели. Но сейчас мы говорим о другом: вовлечь ребенка в такую деятельность, которая поможет ему определить собственные интересы, развить навыки, получить знания и умения. Они подпитывают его желание заняться чем-нибудь вне дома. А ваше непосредственное участие оказывает влияние на его восприятие.

4. Развивать навыки

Многие навыки можно развить у ребенка и без личного примера. Но важно помочь ему приобрести новые знания и умения, познакомить его с новыми видами деятельности. Возможно, чем-то он будет заниматься еще долгие годы и это принесет плоды в виде его социальной вовлеченности.

Например, уроки музыки — это не только обучение игре на музыкальном инструменте. Участвуя в концертах, школьном оркестре, он заведет новые знакомства из числа музыкантов, и это будет мотивировать его развиваться.

6 способов мотивировать ребенка

5. Давать скрытые подсказки

Как уговорить пассивного ребенка проявить интерес хоть к чему-то? Делать это нужно осторожно, ни в коем случае не давя, используя любые возможности. Мы часто даже не осознаем тех мелочей и деталей, которые влияют на наши решения и действия. Мозг постоянно занят обработкой информации, и чаще всего это происходит на бессознательном уровне.

«Во время исследований мы наблюдали, как сканируемый мозг реагирует на определенные раздражители, но объект исследования обычно на вопрос «Что случилось?» отвечал: «Ничего», — рассказывает Алан Каздин. — Во время наших исследований мы также выяснили, что если подсказку демонстрировать слишком быстро для того, чтобы испытуемый заметил ее, то подсознание все равно использует ее для принятия решений. Например, легкий запах моющих средств заставляет людей начать наводить порядок на рабочем столе. Но если спросить их, почему они это сделали, они не скажут про запах, а скорее приведут какие-то убедительные доводы, совершенно с ним не связанные».

Книги, журналы, музыкальный инструмент, готовый к игре... Пусть эти (мотивирующие) предметы всегда будут в поле зрения ребенка. Это не требует больших усилий, пусть они просто лежат там, где их очень легко заметить. Такой прием обещает серьезный результат, но при этом важно позволить ребенку самому взаимодействовать с такими зацепками.

Только представьте: дочь только бегло взглянула на журнал, а вы уже врываетесь в комнату и начинаете восклицать: «О, ты видела эти фотографии? Они восхитительные, правда? Я забронировала нам билет, чтобы поехать туда на выходные!» Скорее всего, этим вы убьете всякий интерес. Позвольте ребенку самому придумать, что делать с этой зацепкой. Используйте силу личного примера, чтобы ненавязчиво показать, как это делается.

6. Поощрять общение

Поощряйте ребенка, когда он приглашает домой друзей. Тогда ваш дом станет центральным местом и будет оказывать влияние на ребенка в течение долгого времени. Достигнув подросткового возраста, дети часто отделяют вас от своих друзей. Но если вы готовы принять его новый мир, у вас появляется шанс избежать такого отторжения. Кроме того, вы можете наблюдать за ним и защищать, не ведя себя с ним как с маленьким.

В этом случае подростку тоже легче устоять, когда ровесники будут оказывать на него негативное влияние. Если вы планируете заняться чем-нибудь вне дома, позвольте ребенку пригласить друзей. Постепенно необходимость в вашем участии отпадет, потому что ребенок начнет сам выбирать, куда пойти, у него появятся собственные предпочтения.

Если вы примете его друзей в свою семью, то сделаете первый шаг к сохранению близких отношений на долгие годы, не подавляя его и не заставляя выбирать между вами и общением с ровесниками.

Книга на тему

6 способов мотивировать ребенка

«Психология развития мотивации» Витиса Вилюнаса

Почему мы действуем так, а не иначе? Что заставляет нас добиваться цели? Ради чего мы готовы преодолевать препятствия? В теории Витиса Вилюнаса синтезированы разнородные представления о таком сложном и многоуровневом предмете, как мотивационная сфера человека. Автор рассматривает самые разные факторы, влияющие на нее, — от сиюминутных мелочей до отдаленных жизненных целей — и иллюстрирует классические и современные исследования примерами из жизни, знакомыми каждому из нас.

Текст: Елена Муравьева
Источник фотографий: Getty Images
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

  • Олег   
    201 неделю назад

Родителю полезно понимать, что если он взялся "мотивировать" своего ребенка, то уже, что то не так. Ведь (в норме) дети это существа, которых переполняет интерес буквально ко всему, родителю достаточно грамотно перенаправить интерес ребенка в нужную сторону. А вот если интереса нет, то значит, что-то его убило - и тогда возникает потребность в мотивации, т.е. в искусственном! вызывании интереса... Уважаемые, папы и мамы - мотивация это не плохо, но вам хорошо бы знать, что пытаясь ее создать, вы вы всегда боретесь со следствием, а не с причиной! Теперь по пунктам: 1. "Составьте четкий список тех видов деятельности, к которым вы хотели бы привлекать ребенка" - если вы задумали составлять списки, это, как минимум значит, что вы видите своего ребенка первый раз и вам надо его изучить, а как максимум, то что вы проснулись от спячки и внезапно в вас проснулся чудо-воспитатель))) Не надо удивляться, что детским ответом - будет сопротивление... 2. "Когда вы постоянно ожидаете от ребенка выполнения каких-то обязанностей, которых с возрастом становится все больше, это приучает его к тому, что активность и участие в жизни – совершенно нормальное дело". Фраза перл! суть ее такова, что если понемногу навязывать ребенку некие обязанности и постепенно увеличивать их кол-во, то ребенок рано или поздно заинтересуется... А может пошлет предка куда подальше? или так, пока маленький будет подчиняться из под палки, а на подростковом бунте вернет родителям, что называется по полной. 3. Показать на личном примере - это, как правило действует, но только в том случае, если вовремя и нет глубокого внутреннего конфликта. В противном случае, занятия музыкой, шахматами, бальными танцами или еще чем будут восприниматься, как пытка. 4. Развивать навыки? но как это сделать без мотивации? заставить? - Лучше всего делать это вместе и чем раньше вы начнете тем лучше. Самое простое - сесть и порисовать вместе с малышом. Есть один простой секрет - вам должно быть интересно то, что вы делаете вместе с вашим ребенком. 5. Давать скрытые подсказки - даже если вы разбросаете плейбой по всему дому, ваш ребенок уже видел это в инете.... Народ, какие скр. подсказки? лучше просмотрите историю того, что ваше чадо юзает, вот это и будет лучшей подсказкой для вас. Ведь большинство родителей вообще не понимает интересов своих детей, именно поэтому пытается навязать свои.... 6. "Поощряйте своего ребенка, когда он приглашает своих друзей к вам домой". Толковая рекомендация, только - форма странная - "он к вам"? как будто это не его дом, он как бы друзей к себе приглашает, и по какой причине вы это должны регламентировать? Понятное дело, что крайности вредны во всем, но если есть возможность не вмешиваться в эти процессы, то тогда ваш ребенок будет чувствовать себя свободным. В противном случае, он приучается жить с оглядкой на доминирующую личность, которая регламентирует его времяпровождение. Удачи!
Psy like0
Psychologies приглашает
Как говорить так, чтобы вас слушали и слышали: родные, друзья, коллеги

Онлайн-марафон PSYCHOLOGIES

ПРОЙТИ
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Мозг: меняем жизнь, меняя мышлениеМозг: меняем жизнь, меняя мышлениеКак было бы здорово, если бы был пульт, способный перематывать пленку жизни назад. Нажал на кнопку — вернулся в прошлое и поступил иначе, сделал другой выбор. Увы, такого пульта нет. Хорошая новость в том, что он и не понадобится, если мы научимся совершать правильный выбор в моменте. И это вполне реально. Как? Расскажем, покажем и поможем трансформировать мышление 25 октября на второй ежегодной конференции Psychologies Day. В этом досье мы собрали наиболее интересные статьи о возможностях нашего мозга. Все статьи этого досье
Все досье

спецпроекты