«Плохая девочка»: как помогают нам «нехорошие» качества

Уже второй месяц я провожу игру «Плохие девочки». Продолжаю открывать хорошим, добрым, ответственным людям их «плохие» и «темные» стороны. Так получилось, что в основном на игру собираются женщины, поэтому здесь будет много «девчачьих» примеров, но мужчинам эти знания тоже пригодятся. Главное, понять сам принцип.

Что такое хорошо и что такое плохо

Качества, которые ценятся родителями в ребенке, и качества успешного взрослого зачастую очень отличаются. Прямо скажем, ребенок, «удобный в обращении», предсказуемый и управляемый более предпочтителен, чем настойчивый, любознательный естествоиспытатель со своим собственным мнением.

Он должен помалкивать, когда надо, играть так, чтобы потом не было «мучительно больно», быть тихим и скромным в одних условиях, но бойко читать стихи на табурете в присутствии других. А потом бах… «ты уже большой». И вдруг оказывается, что надо стремиться, не тушеваться, «отвечать за», проявлять настойчивость, мотивировать себя, отдавать отчет и так далее.

Все эти полезные взрослые качества вырастают из «неправильных» и «неудобных» детских. Из-за того, что быть «плохим ребенком» — осуждаемо и небезопасно, эти качества у нас так и остаются детскими, черно-белыми с ярким и однозначным негативным окрасом. А жизнь взрослого человека бросает вызовы, требует расширения поведенческого репертуара и свободного владения разными стратегиями.

И какому ребенку придет в голову вести себя также, как та «выскочка» с маминой работы?

И вроде быть жадиной и эгоисткой было плохо, а уметь отстаивать свои интересы и понимать, чего хочется, — хорошо. Быть поверхностной и легкомысленной — плохо, а уметь адекватно оценивать свою зону ответственности, не перегибать со сверх-контролем и перестать размахивать морально-этическим флагом — очень даже полезно. Быть «выскочкой» и «в каждой бочке затычкой» — неправильно, а видеть возможности и выстраивать взаимодействие эффективно — отлично.

Для примера: внутренние установки «не выпячивайся», «не хвастайся», «будь скромнее», «не навязывайся» могут мешать развивать навыки самопрезентации, продвигать личный бренд или начинать разговор о пересмотре условий труда.

Эти установки могли звучать виде императива «не делай», «не будь», — или существовать в виде семейных историй, слушая которые, ребенок понимал, как поступать не надо. «Был у нас один такой — довыступался», «в нашей семье так не принято», «…и вот одна выскочка на работе». И какому ребенку придет в голову вести себя так же, как та «выскочка» с маминой работы?

«Плохая девочка»: как помогают нам «нехорошие» качества

«Это все мое, родное»

Жадная, злая, вредная, эгоистичная, глупая, вызывающая, лицемерная… С тем, чтобы написать список, какой девочкой быть нельзя, никогда не возникает проблем.

Смысл нашей игры — достать эти «плохие качества», еще раз внимательно рассмотреть, примерить на себя, исполнить роль, подрастить их до взрослого состояния, и уже после принять решение «нужно или не нужно». Без сожаления оставить все, что не подходит, и взять то, что может пригодиться.

Одно дело — сожалеть о себе как о несостоявшейся «оторве, хулиганке и неряхе» и совершенно другое — все эти образы на себя примерить, наиграться в них вдоволь и с чистым сердцем. А затем, убрав все лишнее, использовать этот мощнейший ресурс.

Но есть одна хитрость. Сразу оговорюсь, что не всегда можно найти в себе зачатки желаемого взрослого качества. Можно, конечно, начать выращивать чахлые побеги лидерства в условиях вечной мерзлоты вопреки своему характеру, но мы идем другим путем.

Развитие того, что нам изначально было свойственно, имеет свои глубокие корни

Поэтому в игре движение начинается от тех «плохих» сторон, которые у вас когда-то были, когда-то проявили себя, «получили по шапке» и были вытеснены, спрятаны как вредные и опасные. В психологии это называется работой с Тенью. Мы с участниками ищем некогда свойственные им, «родные» качества, от которых пришлось отказаться, «не быть такой», и делаем этим качествам «прививку роста».

Можно не тратить время на подтягивание своих слабых сторон и создание «лучшей версии самого себя». Это долго, и нет никакой гарантии, что новые качества приживутся в системе ценностей. А вот развитие того, что нам изначально было свойственно, имеет глубокие корни и отзывается щемящим чувством. Это дает возможность сразу попасть на определенный уровень владения нужным качеством.

«На примерку становись»

Мозг — сложная система, организованная иерархически. Если нет мощного основания, все надстройки повисают в воздухе. Искусственно посаженный росток, будь то цель, установка, образ светлого будущего или мотив, быстро вылетают из системы.

Иначе постановку целей и создание мотивации можно было бы заменить директивным внушением, как при кодировании алкоголизма, и эффективность у него была бы столь же сомнительной.

Конечно, есть в нашем арсенале и другие хитрости — куда без секретов. Но начать эту работу вы можете прямо сейчас.

Напишите список тех обидных определений, которые вы помните о себе из детства. Либо перечислите те качества, какой именно «плохой» девочкой (мальчиком) быть нельзя. И, возможно, в них вы увидите ресурсы, так необходимые вам сегодня во взрослой жизни.

Ирина Бюнау

Об авторе

Ирина Бюнау — практический психолог, консультирует в интегративном подходе. Ее блог.