Что заставляет нас постоянно думать о худшем и все перепроверять?
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Что это такое

Помните фильм «Лучше не бывает» и героя Джека Николсона, который маниакально боится заразиться и потому постоянно моет руки в горячей воде, избегает прикосновений посторонних и ест исключительно одноразовыми приборами?

«Именно так проявляется обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), — объясняет психолог Марина Мяус. — Навязчивые мысли или образы худшего, что с нами может произойти, — обсессии, а повторяющиеся действия, которые, как в случае киногероя, не несут никакого смысла, — компульсии. Как бы человек ни хотел от них избавиться, ему это не удается, ведь только так он сбрасывает постоянную тревогу, давно ставшую фоном его жизни».

Успокоение мы получаем не потому, что убедились: условная кофеварка выключена — а поскольку, возвращаясь домой, в очередной раз совершили заведенный ритуал психологической разгрузки

Почему мы выбираем столь странный способ успокоиться? «Хотя однозначной доказательной базы происхождения этого расстройства до сих пор нет, психоаналитическая теория отсылает нас к детству человека, когда мама хвалила его лишь тогда, когда он был послушным и удобным, — объясняет психолог. — Между тем у детей есть естественные импульсы злости, ненависти и агрессии. Если мать за них только ругает, не помогает осознавать свои чувства и справляться с ними, малыш учится их вытеснять. Во взрослом возрасте человек прячет в обсессии или компульсии свои запретные, как ему кажется, фантазии и желания, пытается быть для всех хорошим, чтобы его не отвергли».

«В жизни я отнюдь не агрессивный человек, но меня мучили одни и те же странные мысли, — вспоминает Олег. — На работе казалось, что я сейчас накричу на коллегу, в магазине, разговаривая с продавцом, вдруг представлял, как начинаю его бить. Хотя в реальности я не наносил никому вреда, мне стало неловко общаться с людьми».

«У таких людей заморожена эмоциональная сфера, — комментирует Марина Мяус, — и в бесконечных навязчивых фантазиях они проигрывают все те болезненные чувства и эмоции, которые не умеют проявлять иначе».

Как проявляется

Наиболее типичные страхи людей с ОКР связаны с возможностью заражения, утраты здоровья и неминуемой гибелью. Человек постоянно беспокоится за себя или близких, увлекается магией цифр и верит в приметы.

«Почти все окружающие меня предметы в определенный момент могут казаться мне опасными, — признается Арина. — Часто начинаю пересчитывать витрины в домах на незнакомой улице и говорю себе, что, если до конца дороги выпадет нечетное число, все будет хорошо. Когда число оказывается четным, меня это так пугает, что я могу вернуться и вновь начать счет».

«Меня постоянно страшит, что я могу затопить соседей или устроить в доме пожар, от которого по моей вине погибнут люди, поэтому я часто возвращаюсь, чтобы проверить кран и конфорки», — делится Анна.

«Человеку кажется, что его подведут цифры, трубы или электроприборы, но на самом деле это страх того, что выплеснутся и обнаружатся с трудом сдерживаемые чувства, часто — те, в которых может быть трудно себе признаться», — считает Марина Мяус.

Наряду со странными для окружения ритуалами, которые люди часто стараются не афишировать, встречается множество замаскированных и, на первый взгляд, социально приемлемых обсессий

«Например, девушка хочет выйти замуж и много говорит о сайтах знакомств и свиданиях. Мужчина стремится открыть бизнес и постоянно ходит на тренинги. Эти вполне здоровые, на первый взгляд, стремления могут в некоторых случаях оказаться лишь прикрытием и попыткой под видом активной деятельности уйти от тревоги, — уверена Марина Мяус. — Проверить это можно лишь по результату. Если спустя пять лет девушка так и говорит о замужестве, но не готова ни с кем строить отношения, а мужчина, написав один бизнес-план, отказывается от его реализации и стремительно переходит к следующей идее, то с большой долей вероятности за этим стоят лишь болезненные обсессии».

Как избавиться

«Важно дать человеку возможность увидеть иррациональность его страхов, — считает когнитивный терапевт Ольга Садовская. — Научить его встречаться с ними лицом к лицу, переживать, а не избегать. В этом хорошо помогает техника экспозиции, то есть погружения в страх, когда мы стараемся максимально усилить состояние тревожности, а человек при этом воздерживается от своих привычных действий. Достигнув пика, беспокойство постепенно ослабевает».

«Когда терапевт предложил мне это упражнение, я подумала, что мне будет только хуже, — вспоминает Алиса. — Однако в очередной раз подумав о том, что не заперла дверь и надо вернуться, я сдержала себя и не сделала этого. Было почти невыносимо: дома оставалась любимая кошка, мне казалось, что кто-то проникнет в квартиру и причинит ей вред. От этих мыслей буквально била дрожь. Но чем ярче и подробнее я представляла себе все то, что может случиться, тем, как ни странно, мне становилось легче. Постепенно негативные мысли растворились».

Люди с ОКР, как правило, живут в очень жестких рамках, своеобразном эмоциональном футляре, поэтому начинать важно с того, чтобы слушать себя

«Если вам свойственны симптомы этого расстройства, проанализируйте, насколько в общении с людьми или оценке событий вы склонны себя сдерживать, — предлагает Ольга Садовская. — Попробуйте быть более искренним с собой и своим окружением. Для этого полезно вести дневник чувств, каждый день описывая в нем эпизоды общения и сравнивая свои истинные чувства со словами и поступками в реальности».

Не старайтесь все время быть правильными, разрешите себе то, что, возможно, возбранялось в детстве, — быть разными.

Марина Мяус
Марина Мяус

Когнитивный терапевт, семейный психолог

Ольга Садовская
Ольга Садовская

Когнитивный терапевт