Как использовать метафорические карты в повседневной жизни
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Название «метафорические карты» говорит само за себя. Это метафора вашего текущего состояния или состояния в прошлом. Психолог Михаил Ингерлейб, автор книги «Метафорические ассоциативные карты», уверен, что с их помощью можно решать совершенно разные задачи — от развития творческих способностей, поиска себя и своей индивидуальности до снятия стрессов, корректировки отношений с партнерами и детьми, разрешения конфликтов в коллективе и командообразования. Его книга рекомендуется психологам. А мы попробуем адаптировать его рекомендации к нашим реалиям.

Варианты

С домашними «метафорическими картами» можно работать самостоятельно, но лучше делать это в компании близких или друзей. Это может стать своего рода игрой. Рассмотрим разные варианты работы с «домашними картами».

Вы работаете в одиночку

  1. Попробуйте взять фотографию или картинку из журнала или книги. Какая ваша первичная реакция — то, что мгновенно вспыхнуло в голове и отозвалось в теле?

  2. Назовите эмоцию. Визуальный образ традиционных метафорических карт, считает Михаил Ингерлейб, вызывает эмоциональную реакцию, которую можно изучить в следующем шаге. Какая это эмоция? Часто первая спонтанная эмоция удивляет нас самих: почему вдруг я это почувствовал? Какие воспоминания или ассоциации возникли у вас?

  3. Постарайтесь рационально осознать визуальный образ. Обращайте внимание на детали изображения, о чем они вам говорят? Почему из всех деталей именно эти были замечены? Расскажите о том, что «происходит» на картинке, — что это за история? Какие мысли приходят к вам при этом?

  4. Творчески подойдите к осмыслению. В чем смысл сюжета для вас? На что он похож? Как часто он повторяется в вашей жизни? Про что эта история на самом деле? Дорисуйте картинку словами, если нужно. Какая она должна быть, если бы вы были ее автором?

Вы работаете в группе (круг друзей, близких, от двух человек и более)

  1. Выбираете первого участника. Он выбирает картинку или фотографию, показывает другим участникам. Они не комментируют, просто смотрят. Первый делится тем, что он на ней увидел.

  2. Какие чувства вызывает у него картинка? Какие детали он не заметил сразу, а теперь увидел? На что это похоже? О чем эта картинка для него? Какой ее смысл?

  3. Как видят картинку другие участники? Что заметили они? Про что эта картинка для них? Какие чувства она вызывает? Все участники делятся своим видением и эмоциями.

  4. Главный участник делится тем, как изменилась после групповой работы для него картинка. Какие новые смыслы он увидел. Что узнал про себя и для себя. И далее «играют» все по очереди.

Особенности

Семейный альбом

Семейный альбом может стать настоящим откровением и возможностью улучшить отношения с партнером, детьми или родителями. Давно оформленный фотоальбом поможет нам лучше узнать друг друга, заполнить пробелы. Позволяет вернуться к себе и своим воспоминаниям и узнать что-то о другом человеке.

  1. Откройте альбом и найдите фотографию, которая больше всего сейчас вам «отзывается». Если для вас все фотографии равны, то берите первую попавшуюся. Расскажите, что на ней изображено. Кто эти люди? Какой это год? Какое место? Просто описывайте то, что видите.

  2. Вспомните контекст, в котором была сделана фотография. Почему то время было для вас особенным? Как родилась эта фотография? Кто фотографировал? Какие чувства были тогда у вас? Что происходило за кадром? Какие события происходили в тот месяц или год в вашей жизни?

  3. Подумайте, какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на эту фотографию? Что бы вы хотели забрать с собой в настоящее и будущее из той фотографии? Или наоборот — хотели бы поблагодарить это нечто из прошлого и отпустить? Что вы сейчас чувствуете?

  4. Дайте вашему партнеру по игре поделиться своими чувствами. Возможно, он не знал о вас чего-то до этого рассказа. Была ли похожая ситуация в его жизни? Что он вынес из нее и готов забрать с собой, а с чем готов проститься?

Работа с запросом

  1. Задайте вопрос (открытый, не предполагающий однозначного «да» или «нет»). Например: какого партнера для жизни я ищу? Или: что мне мешает развиваться как профессионалу? Какие ресурсы мне помогут лучше понять моих детей?

  2. Выберите три карты — прошлое, настоящее и будущее (каким я хочу его видеть). Задавайте вопрос и проверяйте его в прошлом (какие партнеры мне попадались?), настоящем (какое партнерство у меня сейчас?) и будущем (какого партнера я хочу найти?).

Такая игра помогает партнерам лучше узнать чувства и состояния друг друга. Можно таким образом планировать общее будущее или разбираться в конфликтах. Этот способ куда более бережный и легкий, чем серьезный разговор. Главное — правильно сформулировать вопрос.

Польза

Поле для фантазии в работе с картами безгранично. А сами они могут оказаться под рукой в любой момент — будь мы дома или на улице. Ведь витрины магазинов или рекламные билборды тоже могут стать для нас ресурсными картинками.

Книга вводит в волшебный мир метафорических ассоциативных карт — уникального инструмента для повседневной деятельности практического психолога, психотерапевта, коуча, педагога. В издании изложены принципы и практические советы по организации работы, выбору стимульного материала, подбору сценариев для группы и индивидуального консультирования.

Михаил Ингерлейб «Метафорические ассоциативные карты. Полный курс для практики»
Реклама. www.chitai-gorod.ru