Как выжить в вынужденной эмиграции и не потерять себя: 5 советов из личного опыта
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Все случилось, мосты сожжены, насовсем или временно, не важно. Но здесь и сейчас ты внезапно обнаруживаешь себя с мокрой от слез подушкой. А может и без подушки, но с ощущением черной дыры внутри, которая, как лютый дементор, высасывает всю энергию, не оставляя сил даже на элементарную рутину. Что делать, когда делать ничего не хочется и цена минимального усилия высока?

Спустя пару недель после переезда в одну из самых благополучных и безопасных стран в мире, когда первые вопросы быта (где купить продукты, погулять с ребенком и т. д.) были решены, я поняла, что падаю, лечу, как Алиса в кроличью нору, только на сказку это не похоже.

Шесть месяцев нового опыта позади, хорошая новость: я жива и здорова. Более того, проживание кризиса дало свои приятные плоды и рост. Не ровный и быстрый, но точно созидательный для себя, отношений в паре. Что сделало опыт таким? Интуитивные находки новых опор, которые поддержали и придали осмысленности жизни в новой стране.

1. Упрощать все, что можно

Привыкание к новым условиям быта после переезда для меня стало подобно погружению в прорубь: сплошной стресс от продуктового магазина до собственной новой кухни, когда не можешь привыкнуть, где лежат приборы и как включается плита. На этом фоне простые и понятные действия, не требующие больших ментальных усилий, стали спасением и заземлением.

Мыть посуду, чистить картошку, готовить любимую кашу, ходить по одному и тому же маршруту в один и тот же магазин, — привычные бытовые ритуалы могут стать пусть маленьким мостиком в новую жизнь.

2. Завести новые привычки

Моей ошибкой после переезда стала попытка перетащить старые ритуалы из прошлой жизни. В новой стране они казались неуместными и не прижились, но методом проб и ошибок я создала свое.

Когда потерялся привычный спорт и тренировки в любимом зале (мелочь, но разве не из них складывается наша жизнь?), я стала много ходить. Желания искать нового тренера и зал не было, а просто ходить — да, это я могу. Да и как врач понимаю, что ходьба неплохо снимает тревожность и улучшает сон, а с ним после переезда были проблемы.

Итак, я двигаюсь, в ситуации внутреннего хаоса и психологической неопределенности контролирую свое тело — уже неплохо

Как врач я сама себе прописала лечебное питание. Не ограничивая себя ни в чем (ни к чему этот лишний стресс), я завела привычку есть красивый разноцветный салат минимум из пяти цветов овощей и зелени каждый день, это стало моим источником дофамина и радости. Жизнь потеряла краски и яркость, что ж, добавлю их хотя бы через продукты. Я контролирую питание — тоже опора!

3. Быть честной с собой

Страна мечты для многих, для меня она оказалась камерой-одиночкой или золотой клеткой, в которой страшно просыпаться по утрам. Когда и самый прекрасный вид за окнами не радует, а напоминает об одном. О боли и одиночестве, страхе и бессилии, злости и ненависти. Когда идешь по залитой солнцем прекрасной набережной с полными слез глазами и невозможно объяснить человеку со стороны, какая дыра внутри засасывает энергию и не дает дышать полной грудью.

Что помогло? Каждый день сверяться с внутренним компасом. Не со сводкой погоды или красочными туристическими буклетами, мнениями знакомых, а чувств. Быть на своей стороне. Как ты, моя хорошая? Горюешь? Чего тебе хочется именно сейчас? Реветь и кричать от переполняющей ярости, горько плакать от бессилия и одиночества, не иметь сил и желания даже встать с кровати от усталости? Тебе это можно. Даже если отвернутся все остальные. Я у себя есть и останусь всегда.

4. Фильтровать общение

Печально, но некоторых значимых для себя людей я потеряла. Конечно, это добавило боли и одиночества и продлило период горевания по тем, с кем больше не пути. Но вместе с тем ресурсным стало общение с теми, с кем переписывались пару раз в год по крупным праздникам. Оказывается, многие из них прошли похожий путь. В другие годы и другие страны, но общий контекст потери нас сильно объединил. Я безмерно благодарна соцсетям за эту возможность делиться переживаниями. Порой это уязвимо и страшно, но при этом помогает находить «своих». Да и виртуальное общение менее ресурсозатратно, чем поиск новых контактов в новой стране. Для интровертов это может быть важно. 

5. Искать профессиональную поддержку

Обращение за помощью к специалисту — очевидный шаг в проживании нового кризиса. По ряду причин мне пришлось искать нового терапевта после нескольких лет терапии. Оказалось, совсем непросто. Получилось не с первого раза, я все равно пробовала по сервисам подбора, отзывам и аккаунтам в соцсетях. В итоге третья попытка стала успешной. Это очень помогло и продолжает помогать: возможность разделить свои переживания, услышать слова сочувствия и поддержки.

Вынужденная миграция своим определением говорит о сильнейшем сопротивлении и обещает тонну стресса на этом пути

Потеря дома, близких, друзей, работы, хобби, любимого парка у дома — каждый из пунктов про огромную боль. А когда все суммируется, утрата кажется почти невыносимой. Почти, потому что несмотря и вопреки я выживаю и двигаюсь дальше, постепенно возвращая контроль за свою жизнь в свои руки. 

Это не уменьшает градус горевания по прежней жизни, но я, не отрицая его, продолжаю жить, опираясь и на этот опыт. Он показал мне, насколько я сильна и устойчива, насколько сильно я хочу жить свою жизнь здесь и сейчас, опираться на свои ценности, дорожить семьей и ее безопасностью, строить новый быт, искать новые смыслы в профессии и жизни, как будто бы вновь захватила весла в руки и начала контролировать, куда буду плыть по новому течению жизни.

Ирина Колесникова
Ирина Колесникова

Кардиолог, к. м. н., коуч ICF