«Начальник моложе меня»: как с этим смириться

Это случилось в день, когда вы провожали на пенсию всеми любимого и уважаемого босса, Эдуарда. Он вдруг указал на никому не известного брюнета в тесном костюмчике с натянутой улыбкой: «А это Филипп, ему 26, и он ваш новый начальник».

В зале воцарилась тишина. Ему еще не исполнилось и тридцати, профессионального опыта нет и в помине, и он будет руководить вами? Вам 40, и в этой области вы работаете уже 16 лет. Как можно стать руководителем в возрасте, когда вы только начинали карьеру, причем с самой скромной позиции? Такой успех вызывает чувство профессиональной несостоятельности.

«Первая форма управления коллективом носила патерналистский характер, — рассказывает коуч Франсис Буайе. — В начале XX века численность штата большинства компаний не превышала 50 работников. Карьеру часто начинали с нуля, учились на месте, при этом у каждого новичка был наставник. Сотрудники учились у старшего поколения и постепенно поднимались по иерархической лестнице». Но времена изменились, и реакция на случившееся должна быть адекватной. Вот несколько рекомендаций, которые помогут справиться с ситуацией.

1. Не драматизируйте

Возможно, первое желание — ворваться в кабинет директора и потребовать объяснений. «Не стоит этого делать, — предупреждает коуч. — Вам, скорее всего, ответят, что выбор был сделан на самом верху и по ряду критериев Филипп — самая подходящая кандидатура на эту позицию. Все, чего вы добьетесь, — заработаете репутацию скандалиста. К тому же негативные замечания, критика действий нового руководителя создадут нездоровую обстановку, что рано или поздно выльется в конфликт. Даже если кто-то из коллег выберет такую линию поведения, не стоит следовать их примеру».

2. Пересмотрите свои взгляды

Обостренная реакция на назначение Филиппа говорит о том, что вы что-то упустили лет десять или двадцать тому назад. «Многие по-прежнему уверены, что только годы упорного труда позволяют получить опыт и компетенции, необходимые, чтобы занять кресло начальника, — рассуждает коуч. — Некоторые сотрудники, которые не боятся анализировать собственные провалы и причину успехов, демонстрируют большую профессиональную зрелость, чем те, кто ничему не научился на своих ошибках. Сегодня бывает достаточно пары лет работы, чтобы претендовать на руководящую должность».

Мало считать, что вы достойны повышения. Иногда те, кто моложе, активно себя продвигают.

3. Выразите свои чувства

Скорее всего, вас переполняют разные эмоции. Вы оскорблены, ведь выбрали не вас. И расстроены: похоже, вы ни на что не способны, вас никто не ценит. Возможно, вас возмущает самоуверенный вид нового руководителя.

Постарайтесь найти точные слова и описать то, что чувствуете. «Назовите свои эмоции, — рекомендует Франсис Буайе. — Непонимание, ярость, обида? Вы действительно мечтали о кресле начальника? Вы чувствуете неприязнь конкретно к Филиппу? Вас раздражает его дерзкая манера держаться? Задето ваше самолюбие? Проведя такую интроспекцию, вы поймете, что вас тревожит, и найдете выход».

4. Дайте новому начальнику немного времени

Вы уверены, что выскочку наняли только за смазливую внешность и умение общаться? Постарайтесь понаблюдать за Филиппом, чтобы понять, действительно ли ему не хватает опыта. «Пора пересмотреть свои убеждения о том, что стаж и компетентность напрямую связаны, — советует коуч. — Единственный критерий оценки профессионального соответствия — результаты».

По итогам наблюдения вы можете прийти к одному из двух выводов: Филипп — хороший руководитель, а вы заблуждались на его счет; Филипп не справляется с обязанностями, и теперь у ваших претензий есть законное основание.

На досуге поразмышляйте, почему менее компетентные сотрудники иногда быстрее поднимаются по карьерной лестнице. Может, следовало бы поучиться у них умению заводить правильные знакомства?

5. Вызовите босса на откровенный разговор

Если вопрос возраста нового руководителя по-прежнему не дает вам покоя, поговорите с ним на болезненную тему с глазу на глаз. «Вербализация освободит вас от переживаний. К тому же сказать другому, что вас не устраивает, — значит пройти половину пути к разрешению конфликта».

Старайтесь говорить максимально доброжелательно. Можно, например, сказать: «Я нисколько не сомневаюсь в правильности вашего назначения, но мне трудно принять тот факт, что вы стали боссом в таком молодом возрасте. Мне всегда казалось, что должность руководителя должна достаться тому, кто заслужил ее своими профессиональными успехами и годами, посвященными компании. Я решил вам об этом сказать».

Речь не об объявлении войны, а о выражении чувств. Конечно, надо понимать, что ситуация опасная. Филипп может отреагировать адекватно: «Думаю, на вашем месте я чувствовал бы себя так же. Но я уверен, что мы сработаемся». А может бросить что-то в духе: «Ну что ж, это ваша проблема, придется смириться», — тогда вы точно будете знать, что предпринять дальше.


Источник: Madame le Figaro.

Франсис Буайе

Об авторе

Франсис Буайе — коуч. Его сайт.