Исследовательская компания DSM Group опубликовала отчет о том, что российские покупатели массово скупают презервативы. Их спрос в марте вырос на 20% по сравнению со спросом в феврале. Следом за презервативами идут средства женской гигиены и детские подгузники. На интернет-сервисах с объявлениями вроде «Авито» появились продавцы прокладок с накрученными в десять раз ценами.
«Люди закупаются впрок для того, чтобы ощутить безопасность»
Так считает психотерапевт Ирина Винник: «У них не так высока потребность в десяти килограммах гречки, как в ощущении, что все в порядке. Даже если внешние события противоречат этой установке, люди смогут сохранить привычный образ жизни еще на какое-то время. В этом способе самоподдержки нет ничего деструктивного: во времена турбулентности действенны любые способы удержания психики в ресурсном состоянии».
Панические покупки тех товаров, которые раньше люди не могли себе позволить, стали нормой. В 2005 году ученые из Оксфорда провели исследование о влиянии значимости смерти на потребительские привычки. Наблюдения показали, что люди направляют больше своих ограниченных ресурсов саморегуляции на области, которые являются важными источниками самооценки, и меньше — на области, которые не являются важными. Страх смерти усиливает стремление потреблять материальные блага, будь то брендовая сумка или робот-пылесос.
На поведение людей влияет страх смерти и ощущение конечности времени
Это касается также и массовых увольнений и разводов. Рост количества расторжений браков на фоне нестабильной обстановки в мире объясняется тем, что многие пары осознали необходимость пользоваться возможностями здесь и сейчас. Ведь никто не знает, что будет завтра.
Психотерапевт Ирина Винник отмечает, что похожую статистику разводов можно было наблюдать в начале пандемии: «Люди заперлись дома и столкнулись с тем, что находиться рядом с партнером 24 часа в сутки невыносимо. Когда общество живет благополучно, о конечности жизни и времени вспоминают только в периоды потерь. Смерть близкого, автокатастрофа, тяжелая болезнь. Происходящее сейчас тоже один из поводов напомнить себе: если отношения перестали радовать или в них давно наступил кризис, пора что-то менять».
На смену синдрому отложенной жизни, когда мы постоянно ждем подходящего времени, заработка или уровня энергии, чтобы удовлетворять свои желания, приходит потребность жить здесь и сейчас.
Начинается все с того, что мы четко понимаем свои потребности и удовлетворяем их максимально быстро
В коучинге есть правило 72 часов: если у человека появилась какая-то идея, он должен приступить к ее реализации в течение 72 часов. Иначе она никогда не будет реализована. Начать можно с малого: записать свои замыслы, наметить план действия, составить вопросы для самого себя. В гештальте это называется цикл контакта:
начало контакта: опознавание потребности через чувства, встреча с потребностью;
поиск возможности удовлетворения потребности;
встреча с потребностью и объектом ее удовлетворения;
насыщение, выход из контакта.
Психотерапевт отмечает, что плюсы такого подхода заключаются в высоком темпе жизни при небольшом чувстве усталости. Такая позиция не подразумевает бесконтрольного гедонизма.
Суть в том, чтобы реализовать свои желания и потенциал без ожидания какого-либо подходящего времени или стечения обстоятельств
Изменения — неотъемлемая часть жизни. Кто-то сейчас ждет окончания нестабильной ситуации за окном, а другие наоборот — используют ее, чтобы наконец заняться здоровьем, получить новую профессию, выучить иностранный язык…
Что вы можете сделать прямо сейчас? Позволить себе маленькие удовольствия. Пользоваться вещами тогда, когда хочется, а не когда подвернется случай. Прислушиваться к внутреннему голосу. И разрешить себе жить.