2 963

Поколение Z и X: как научить работать вместе

Многие рекрутеры стремятся заполучить в свои ряды представителей поколения Z. Но «схантить» молодежь недостаточно, нужно суметь «подружить» ее в рамках рабочих процессов с более опытными коллегами. Тренер по командной осознанности Алексей Баранов рассказывает, как нивелировать разницу поколений и наладить эффективное сотрудничество между представителями поколений X и Z.
Поколение Z и X: как научить работать вместе

Когда говорят о привлечении к работе поколения Z (рожденные после 1995 года), почти всегда предполагают, что речь идет о сфере ИТ или маркетинге. Действительно, согласно исследованиям компании Universal, недавние школьники чаще всего идут в университет изучать разработку программного обеспечения и администрирование информационных систем либо продажи. Чаще всего, но не всегда. Есть и те, кто решает попробовать себя в технических специальностях. Именно они приходят работать в «реальный сектор экономики» — на производство или, проще говоря, на завод.

Трудности перевода

Любопытный, непоколебимый в своей уверенности представитель Z сталкивается с коллегами со стажем работы от 15 лет и больше. Он так много нового готов привнести для увеличения эффективности команды, в голове тысячи идей, но инициатива наталкивается на «мы тут 20 лет работаем, сами знаем, как надо».

Ставьте команде задачу, которую можно эффективно решить только совместно

Самый частый запрос на результат тимбилдинга, который получаю от производственных компаний, — как «подружить» молодежь и более возрастных сотрудников компании. Ответ — изменить формат их общения с «соперничества и споров» на «взаимообучение и взаимодействие». Возможно ли это? Безусловно, да.

Учить нельзя. Работать

Почему формат «обучения» для молодого специалиста неэффективен? Из личного опыта: «учить» будет взрослый, опытный коллега в возрасте 45-55 лет (так называемое поколение X, рожденные с 1963 по 1984 годы). Здесь стоит упомянуть «Теорию поколений» Штрауса и Хоувома. Суть в том, что «новое поколение» рождается каждые 20 лет и связано с ключевыми событиями и явлениями, происходящими в мире.

Перекладывая эту теорию на нашу ситуацию, получаем, что учить Z будет X. Столкнутся две реальности. Первая — человек, который родился в эпоху «Снэпчата» и «Инстаграма», критично настроенный, в большинстве случаев безразличный к политике, живущий онлайн 24/7. И вторая — человек, родившийся до появления цифровых технологий, заставший «Холодную войну», перестройку.

Поколение Z и X: как научить работать вместе

Сложно представить, как люди настолько разные смогут в процессе обучения вести диалог на равных. Ведь они в первую очередь коллеги. На практике выходит, что все скатывается к банальному «Я старше и умнее. Молчи, слушай и запоминай». Можно ли выстроить этот диалог иначе? Конечно.

Играйте на сильных сторонах

В 2017 году обнародовали результаты исследования «Поколения», проведенного Universum и лидерским центром Mассачусетского технологического института. Социологи опросили более 18 тыс. студентов и специалистов по всему миру — от представителей X, которые работают на одном месте более 20 лет, до выпускников Z, которые только выбирают будущее место работы. На основании их ответов были выявлены и описаны основные черты поколений.

Я использую эту информацию при анализе команды, с которой работаю. Сегодня хочу поделиться с руководителями команд тремя универсальными советами:

  1. Не настаивайте на обучении молодых сотрудников, пусть взаимодействуют со старшими коллегами в процессе работы. Найдите то, в чем их интересы могут совпадать и дополнять друг друга. Так, «иксы» помнят мир без гаджетов и в полной мере могут оценить все их преимущества сейчас, а для «зетов» быть онлайн 24/7 — норма жизни. Предложите отделу совместно освоить новую программу, команда достигнет цели быстрее за счет «диджитализации» поколения Z и интереса к техническому прогрессу поколения Х.
  2. Ставьте команде задачу, которую можно эффективно решить только совместно. Помните, что поколение Z нацелено на эффективную работу и практически молниеносный результат. У представители Х в большинстве своем всегда есть «план B», они готовы и умеют выполнять рутинную работу, без которой не обходится ни один процесс.
  3. Будьте в курсе прогресса каждого члена команды, замечайте достижения, освоение новых навыков и обращайте на это внимание остальных. Человек работает эффективнее в дружелюбной среде, где ощущается поддержка и осознается ценность каждого.

Я видел много разных команд. С уверенностью могу сказать, что максимально эффективны те, в которых разница в возрасте коллег достигает 30 лет, задачи каждого учитывают его сильные стороны, а корпоративное общение строится на обмене знаниями и навыками.

Алексей Баранов

Об авторе

Алексей Баранов — тренер по командной осознанности, team-коуч, создатель тимбилдинга «КОНСТРУКТОР».

Текст: Алексей Баранов 
Источник фотографий: Getty Images
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

Psychologies приглашает
Стараетесь использовать каждую минуту с пользой?

Электронные книги PSYCHOLOGIES

СКАЧАТЬ
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье

спецпроекты