«Работай сам, а тратить будем вместе»: что требует общество от современных мужчин
Фото

Кадр из фильма «О чем говорят мужчины»

Мужчина должен быть…

На формирование личности влияет не только семья, но и общество. А значит, требования к мужчинам меняются вместе с социумом. И главными изменениями в мире, повлиявшими на мужчин, по мнению семейного психотерапевта Марка Третьякова, являются:

  • эмансипация женщин;

  • крах образа классического брака.

«Место патриархального брака занял брак супружеский, где на первое место выходят партнеры, — говорит психотерапевт. — Если раньше роли мужчин и женщин в семье были четко определены и не подвергались сомнению, то теперь общество поменялось. А если мне непонятно, каким я должен быть, что же происходит с моим психическим здоровьем? Тревоги, депрессии и затруднения в адаптации».

Психотерапевт провел мини-исследование. Он задал вопрос мужчинам и женщинам: каким должен быть настоящий мужчина? Вот некоторые из ответов:

  • ответственным за семью;

  • миролюбивым, спокойным и неагрессивным;

  • уважающим свободу женщины;

  • принимающим взвешенные решения;

  • со здоровой самооценкой, желающим разделить свою жизнь, радость, грусть, взлеты и падения с женщиной;

  • финансово стабильным;

  • умным, добрым, нравственным, порядочным, честь имеющим, сильным духом;

  • щедрым и альтруистичным;

  • работящим, любящим отцом, наставником детям.

«Ответы — типичные требования к мужчине. Добавь туда „женщина должна“, и это звучит коряво на слух. Свобода. Равенство. Братство. Нам пора восстать… Но только если женщина разрешит, да?» — шутливо спрашивает эксперт.

Требования к мужчине растут в геометрической прогрессии. А требования к женщине снижаются: «Женщина должна быть просто красивой и счастливой»

По мнению Третьякова, девушки стали манипулировать сразу двумя фразами: «ты же мужик» и «мы же партнеры» — а мужчины не успели встроиться в новую парадигму жизни.

«Мужчине говорят: „У нас же общество патриархальное — иди заработай“. Он пошел работать. „Подожди, у нас же партнерство! Мы должны друг друга слушать. Пошли тратить вместе“», — приводит примеры психотерапевт.

Семейная психотерапия

У пар, которые приходят на семейную терапию, изначально свои иллюзорные представления, основанные на стереотипах и установках. Их прививает общество и семья. Построить дом, посадить дерево и вырастить сына — классический вариант.

Насколько изменилось общество и насколько это соответствует вашим представлениям? Если мужчина сделает все это, насколько это будет нормой? Есть ли у мужчины возможность соответствовать этому?

«Если мальчик не соответствует предъявленным требованиям, то с возрастом в нем появится дисбаланс между «я могу» и «я должен», — говорит Марк Третьяков. — Нарастают неврастенические моменты: «я устал», «я хочу спать», «вообще ничего не хочу, проще не хотеть».

Мужчины реже, чем женщины, готовы бороться с психологическим проблемами. Одним из способов избегания является вечная в России проблема — алкоголь.

«Довольно часто встречающаяся история в семьях, — говорит психотерапевт. — Мужчины таким способом дистанцируются от решения проблем и трудностей».

По словам Третьякова, семья — это уникальная структура, ведь в ней есть двоевластие. Если, например, у военных есть прямой начальник, которому должны подчиняться все, то в семье их сразу два.

«Поэтому ребенку в семье важно, чтобы два „начальника“ были едины. Также задача семейной психотерапии — присоединиться к двум людям, а не к одному, — объясняет Марк Третьяков. — Поэтому классический вариант ведения семейной психотерапии — это два психотерапевта (ко-терапевты)».

Роль мужчины в парной терапии

Мужчина в семейной системе часто находится далеко от эпицентра событий. И когда его заставляют выйти на авансцену, прийти к психологу, он нервничает. Для него это непривычно.

«Нужно признать, что когда мы идем к психотерапевту, мы обнажаем то, с чем не справляемся. Сопротивление преодолевают и мужчины, и женщины, — объясняет психотерапевт. — Но мужчины идут к специалисту с большей тревогой, потому что ждут обвинений, думают, что их будут бичевать, судить из-за социальных ожиданий, которыми они обременены. При таком количестве слова „должен“ мужчина хочет, чтобы хоть что-то сделали без него».

Истории из практики

Привести мужчину к психологу стоит больших трудов — как для близких, так и для врачей. Марк Третьяков поделился двумя историями из практики.

  • У 15 летнего подростка обнаружили клиническую тревогу и депрессивное настроение. Об этом сообщили родителям. После зачитывания результатов психотерапевт предложил семейную терапию. На что отец сказал: «У вас есть семья? Вы же понимаете, что это не нужно». Мужчина обесценил психотерапию. Мотивировать главу семейства не удалось. Мальчик стал ходить один;

  • К психологу обратились мама и 12-летний подросток. Мать жаловалась на то, что нет контакта с ребенком. С отцом же все прекрасно, поэтому мужчина ответил на предложения мамы: «Это все бабская фигня. Я никуда не пойду». После работы со специалистом общение мамы с ребенком наладилось. Но они вернулись через год с жалобой, что теперь у мальчика проблемы с папой. И вновь супруг заявил: «Женская ерунда! Ты там чего-то натворила. Теперь у меня с сыном ухудшились отношения. Я не приду».

«Семейная система, как мясорубка, крутит всех, и что из этого выйдет, мы не знаем. Если семья пришла вместе, то прогноз будет значительно лучше, чем если приходится кого-то собирать, — объясняет Марк Третьяков. — Дружные семьи изначально мотивированы, и у них есть понимание процесса и собственной ответственности за результат, который они получат».

Семья работает как система, и каждый ее член выполняет определенные функции. Если механизм налажен, то у людей также появляется возможность развиваться самостоятельно.

«Тогда система дает крылья каждому ее участнику. И в то же время если что-то произошло у одного из них, то это отразится на всей системе. Так что система очень важна, ее влияние на нашу жизнь точно не стоит недооценивать», — подчеркивает эксперт.

Марк Третьяков
Марк Третьяков

Семейный психотерапевт