Синдром «вечного студента»: почему они никак не могут доучиться?

Еще их называют «бродячими студентами» или «странствующими студентами». Они словно кочуют по студенчеству, не ставя на кон все — диплом или ничего. Кого-то они раздражают. У кого-то вызывают сочувствие и даже зависть: «Умеют же люди не напрягаться и спокойно относиться к своим неудачам в учебе».

Но на самом ли деле они так философски относятся к проваленным экзаменам и зачетам? Правда ли, что их не волнует, учатся они в общем ритме или нет? На фоне ровесников, ведущих бурную студенческую жизнь, трудно не чувствовать себя неудачником. Они совершенно не вписываются во всеобщую концепцию «Быстрее, выше, сильнее».

Долгосрочное исследование показало, что феномен вечного студента имеет много причин. Одна из них в том, что далеко не всем близка идея быть лучшим и стремиться к высотам. Каждому из нас требуется свое, персонально рассчитанное время на обучение. У каждого свой темп.

Кроме желания откладывать все на потом, есть и другие переживания, которые сопровождают затянувшееся обучение

Согласно опросу, проведенному Федеральным статистическим управлением (das Statistische Bundesamt — Destatis) в летнем семестре 2018 года, в Германии насчитывается 38 116 студентов, которым необходимо 20 или более семестров для получения степени. Имеется в виду чистое время обучения, без учета каникул, стажировок.

Статистика, полученная Государственным департаментом информации и технологий Северный Рейн-Вестфалия (NRW), с другой стороны, дает представление о том, насколько большим может быть число тех, кому времени на образование нужно больше, с момента поступления в немецкий университет, только с учетом университетского семестра.

Согласно анализу, проведенному в зимнем семестре 2016/2017 годов, тех, кому требуется больше 20 семестров, оказалось 74 123 человек. Это почти 10% всех студентов в регионе. Эти цифры показывают, что тема долгосрочного обучения — не просто исключение из правил.

Кроме желания откладывать все на потом, есть и другие переживания, которые сопровождают затянувшееся обучение.

Виновата не лень, а жизнь?

Возможно, некоторые просто не заканчивают учебу из-за лени или потому, что удобнее быть студентом. Тогда у них есть оправдание, чтобы не выходить во взрослый мир с его 40-часовой рабочей неделей, безрадостной рутинной работой в офисе. Но есть и другие, более весомые причины для долгосрочного обучения.

Для кого-то образование — это тяжелое финансовое бремя, которое заставляет студентов работать. А работа тормозит учебный процесс. В итоге получается, что работу ищут, чтобы учиться, но из-за нее пропускают занятия.

Это может быть и психологическое бремя, когда студент, поступивший в тот или иной вуз, на самом деле не знает, чего хочет. Многие студенты страдают от хронического стресса: нелегко быть все время в состоянии гонки. Особенно если родители постоянно напоминают, чего им стоит учеба сына или дочери в вузе.

Для некоторых «переваривать» это настолько сложно, что требуется медицинская помощь, и они вынуждены бросить учебу. Нередко стресс, тревога о будущем, о финансовой стабильности приводят к длительной депрессии.

Синдром «вечного студента»: почему они никак не могут доучиться?

Может быть, вечный студент сомневается в выбранном пути профессиональной реализации, планах на жизнь, в необходимости высшего образования. Философия достижений, похоже, изрядно поднадоела даже самым отъявленным перфекционистам и карьеристам. Может быть «вечный студент» более разумен, чем его одногруппники, ориентированные на результат.

Вместо того, чтобы ломать себя через колено и во что бы то ни стало бежать к финишу, он признает, что для него важнее не задыхаться в книжной пыли в душной библиотеке и готовиться по ночам к экзаменам, а лучше глубоко дышать где-нибудь в походе с рюкзаком за спиной.

А может быть, в привычный ход учебного процесса вмешалась любовь? И куда важнее проводить выходные не за столом с учебниками, а в объятиях и обществе любимой.

«Чем ты обогатился?»

Что, если перестать относиться к таким студентам как к «инвалидам умственного труда» и увидеть чуть больше, чем череду банальных академических отпусков? Возможно, однокурсник провел десять семестров в изучении философии, которая его интересует, а лето — в удачных попытках заработать дополнительные деньги, потом провел четыре семестра, изучая право.

Пропущенное официально время не было потрачено зря. Просто спросите, что это значило для него, что он сделал и чему научился в течение всех этих семестров. Иногда тот, кто сомневается и позволяет себе остановиться и взять паузу, приобретает больше жизненного опыта, чем тот, кто безостановочно проучился четыре года или шесть лет, а потом был сразу же выброшен на рынок труда, как щенок в воду.

«Вечный студент» успел пощупать жизнь и ее возможности и, возобновив обучение, выбрал направление и форму (очную, заочную, дистанционную) более осознанно.

А может быть, он решил, что ему не нужно высшее образование (по крайне мере, сейчас) и лучше получить какую-то практическую специальность в колледже.

Именно поэтому сейчас в Германии и других европейских странах стало популярным среди выпускников школ и их родителей брать паузу в год-другой перед поступлением сына или дочери в высшее учебное заведение. Иногда это оказывается выгоднее, чем участвовать в гонке за дипломом.