Я часто разговариваю с собой вслух

«Я словно пишу субтитры к своей жизни, — признается 37-летняя Александра. — Все, что собираюсь сделать, комментирую вслух: «Сегодня тепло, надену голубую юбку», «Сниму с карточки пару тысяч, должно хватить». Если услышит мой друг, не страшно — он привык. Но в общественном месте люди начинают на меня коситься, и я себя чувствую глупо».

Мне это помогает сосредоточиться

Проговаривая вслух свои действия, мы вовсе не стремимся к общению — так почему бы просто не помолчать?

«Потребность в комментариях появляется, когда выполняемая задача требует сосредоточенности, — отмечает психотерапевт Андрей Корнеев, специалист по соматической психологии. — В жизни каждого был период, когда мы описывали вслух все, что делали или собирались сделать. Хотя, возможно, мы его и не помним: это происходило в возрасте около трех лет. Такая ни к кому не обращенная речь — естественный этап развития, она помогает ребенку сориентироваться в предметном мире, перейти от спонтанных реакций к осознанным действиям и научиться ими управлять. Затем внешняя речь «сворачивается», переходит во внутреннюю, и мы перестаем ее замечать».

Сильная эмоция — это всплеск энергии, и она требует какого-то проявления вовне, чтобы мы могли избавиться от избытка напряжения

Но она может снова «развернуться» и зазвучать вслух, если мы выполняем какую-то сложную последовательность операций, например собираем электронную схему или готовим блюдо по новому рецепту. Функция ее та же: она облегчает манипуляции с предметами и помогает их планировать.

Елена, 41 год, преподаватель норвежского языка

«Критиковать себя вслух, а то и ругать было для меня привычкой. Я над ней никогда не задумывалась и как-то непроизвольно сделала себе замечание в кабинете психотерапевта. А он спросил: «Кто говорил маленькой Лене, что она недотепа?» Это было как озарение: я вспомнила, что именно так отчитывала меня школьная учительница. И я перестала так говорить — ведь я так не думаю, эти слова не мои!»

Я выплескиваю эмоции

Не подразумевающие адресата восклицания могут быть проявлением сильных чувств: негодования, восторга. Однажды Пушкин в одиночестве «бил в ладоши и кричал «ай да Пушкин! ай да сукин сын!» — настолько был доволен своей работой. Реплики «хоть бы пронесло!» студента перед экзаменом, «ну и что с этим делать?» бухгалтера над квартальным отчетом и то, что мы произносим, глядя вслед поезду, на который опоздали, — все они имеют ту же причину.

«Высказывание в такой ситуации служит эмоциональной разрядкой и часто сопровождается энергичным жестом, — объясняет Андрей Корнеев. — Сильная эмоция — это всплеск энергии, и она требует какого-то проявления вовне, чтобы мы могли избавиться от избытка напряжения». Я продолжаю вести внутренний диалог. Порой мы словно смотрим на себя со стороны — и оцениваем, ругаем, читаем нотации.

Сильное чувство, которое мы испытали в прошлом, не нашло выхода и осталось запертым внутри

«Если это однообразные высказывания, в которых звучат одни и те же оценки, мало зависящие от изменения обстоятельств, это следствие эмоциональной травмы, полученной нами скорее всего в детстве, — считает Андрей Корнеев. — Неразрешенный конфликт превращается во внутренний: одна наша часть конфликтует с другой».

Сильное чувство, которое мы испытали в прошлом, не нашло выхода и осталось запертым внутри. Например, мы не могли выразить гнев по отношению к своим родителям. И мы заново переживаем его, повторяя вслух обращенные к нам когда-то слова.

Что делать?

Отделить свои мысли от чужих

Кто говорит с нами во время таких монологов? Действительно ли мы высказываем собственные мысли и суждения или повторяем то, что нам когда-то говорили родители, родственники или близкие друзья?

«Постарайтесь вспомнить, кто это был. Представьте, что этот человек сейчас перед вами, — предлагает Андрей Корнеев. — Выслушайте его слова. Найдите ответ, который вы можете дать сейчас, будучи взрослым человеком, с учетом своего жизненного опыта и знаний. В детстве вы могли быть растеряны или испуганы, не знали, что ответить, или боялись. Сегодня вам есть что сказать, и вы сумеете себя защитить». Такое упражнение помогает завершить переживание.

Стараться говорить тише

«Если проговаривание действий помогает, не нужно пытаться от него избавиться, — успокаивает Андрей Корнеев. — А если при этом мешают неодобрительные взгляды или замечания окружающих, которые не желают быть в курсе ваших планов, — то вот их-то постарайтесь избежать.

Что для этого сделать? Говорите тише, шепотом. Это как раз тот редкий случай, когда чем неразборчивей, тем лучше. Тогда окружающие ни на секунду не заподозрят, что вы обращаетесь к ним, и неловких ситуаций станет меньше. Постепенно можно перейти на беззвучное проговаривание, это вопрос тренировки». Присмотритесь, и вы заметите и других людей, которые шевелят губами возле магазинной полки с двадцатью видами каш. Но это никому не мешает.

Подготовиться заранее

Составить список продуктов, собираясь в магазин. Рассчитать время, собираясь на поезд. Выучить все экзаменационные билеты. Планирование и тщательная подготовка избавят от необходимости думать на ходу и переживать вслух. Конечно, бывают ЧП, которые от нас не зависят и которые нельзя предвидеть. Но, положа руку на сердце, признаем, что они случаются редко.