текст: Эльза Лествицкая 

Некрасив... но совершенно неотразим!

Их внешность далека от идеала, но они покоряют сердца самых прекрасных женщин. В чем же причина неотразимого обаяния этих мужчин?
Некрасив... но совершенно неотразим!

Они покоряют сердца самых прекрасных женщин, хотя их внешность нарушает общепринятые стандарты красоты. Секреты истинно мужского обаяния… которому можно научиться.

«Серая внешность – ни роста, ни мускулатуры! – с улыбкой вспоминает 32-летний Николай. – Сегодня для меня это уже не комплекс, я просто констатирую: с детства я был никакой. В школе только мечтал о романах с девочками: в лучшем случае они могли поболтать со мной о чем-то, как с подружкой, а так – вообще не замечали». Николай ужасно страдал от того, что считал своим недостатком, и многое сделал, чтобы его преодолеть… хотя его внешность была всего лишь обыкновенной.

alt

«Природа создает множество различных физических типов: в этом разнообразии – залог выживания человечества как биологического вида», – напоминает антрополог Марина Бутовская. Однако тому, кто не обладает чертами Джонни Деппа или Брэда Питта, сегодня легко усомниться в себе. Реклама и мода транслируют идеализированный образ мужчины – молодого, с атлетическим сложением и сексуальным телом, и тем самым автоматически относят к разряду некрасивых всех, кто не соответствует этому стандарту. И все же главной оценкой мужской привлекательности остается внимание женщин. На чьей же стороне их симпатии в действительности?

Красавицы и чудовище

В этом любовном сюжете нет для его героев ничего обидного. Российский «Аленький цветочек» или европейская «Красавица и чудовище» – в правдивости сказки особенно легко убедиться, когда в жизни ее действующими лицами становятся люди известные. Один из ярких примеров в истории – Александр Пушкин, который сам себя называл «сущей обезьяной лицом»*, но сумел очаровать самых прекрасных своих современниц. Или певец Серж Генсбур, внешность которого описать не легче, чем объяснить, почему в разное время его возлюбленными становились Бриджит Бардо, Катрин Денев, Джейн Биркин и многие другие красавицы. Покоритель женских сердец Владимир Басов, кумир эпохи Владимир Высоцкий, звезда Ленкома Николай Караченцов… А ведь есть еще такие имена, как Вуди Аллен и Адриано Челентано, Жан-Поль Бельмондо и Жерар Депардье! Нет смысла сравнивать ни число их достоинств, ни количество поклонниц, очевидно одно: к идеальной внешности ни то, ни другое отношения не имеет.

Он видит, она слышит

ОН ОЧАРОВЫВАЕТ ЕЕ МОДУЛЯЦИЯМИ ГОЛОСА, СЛОВАМИ И ИНТЕЛЛЕКТОМ. БЛЕСК ЕГО ОСТРОУМИЯ ЛЕГКО ВОСПОЛНЯЕТ НЕДОСТАТКИ ЕГО ЛИЦА.

Так почему же так неотразимы эти «некрасавцы»? Может быть, физические несовершенства – нестандартные рост и фигура, неправильные черты, неголливудская улыбка – как раз и привлекают женщин? «Нет, это не так, – отвечает психолог Серж Триболе (Serge Tribolet), – здесь мы можем лишь еще раз убедиться в том, что Оскар Уайльд был прав: если мужчины влюбляются глазами, то женщины – ушами. Мужчина воспринимает зрительные образы, ему важны каноны женской красоты – фигура, чувственные формы, чарующие глаза... А женщина прежде всего стремится найти в мужчине защиту и поддержку, а потому важнее для нее будут его умение держать себя, его голос, взгляд». Женщина не «видит» мужчину, но всеми чувствами ищет в нем то, что докажет ей силу его характера.

«На лицо ужасные» мужчины-соблазнители отлично знакомы с козырями, которые помогают им восполнить промахи матери-природы. Например, слух – тот «канал чувственной связи», которому особо доверяют женщины, как считает семейный психотерапевт Филипп Брено (Philippe Brenot). «Женщина нуждается в том, чтобы слышать. Если Чудовище знает об этом, ему остается лишь приблизиться к ней и очаровать Красавицу модуляциями голоса, словами и интеллектом. Блеск остроумия восполнит недостатки в чертах лица».

Каноны меняются

У каждой культуры свои представления о красоте. С древнейших времен художники ищут формулу прекрасного. Античный теоретик искусства Поликлет в конце V в. до н. э. написал трактат «Канон», основанный на пифагорейской теории золотого деления (целое относится к большей части, как большая к меньшей) и изваял в качестве образца для подражания Копьеносца (расстояние от темени до подбородка равнялось 1/7 длины тела, высота лица – 1/10). Но не прошло и века, как скульптор Лисипп счел, что Копьеносец слишком тяжеловесен, и предложил делать фигуру более вытянутой: теперь высота головы должна была уложиться в человеческой фигуре восемь раз. Зодчий Витрувий (I в. до н. э.) утверждал такие соотношения: голова – 1/8 длины тела, лицо – 1/10, расстояние от макушки до сосков – 1/4, размах рук равен высоте фигуры. Леонардо да Винчи (1452–1519) вписал фигуру Витрувия в квадрат и в круг, центром которого был пупок. Немецкий художник Альбрехт Дюрер (1471–1528) посвятил годы вычислениям и определил как прекрасное такое лицо, которое можно разделить на равные части от линии волос до бровей, от бровей до кончика носа, от носа до подбородка. Но в конце жизни он отверг свой канон, сочтя красоту не поддающейся расчетам. Сегодня в ходу формула 90–60–90, но поиски продолжаются, и, вполне возможно, завтра все снова изменится.

Неотразимый Серж Генсбур и несравненная Джейн Биркин. Париж, 1969 год.Неотразимый Серж Генсбур и несравненная Джейн Биркин. Париж, 1969 год.

Очарование власти

Мужчину и женщину привлекает друг в друге разное. Один «сканирует» женскую внешность, бессознательно прикидывая, принесет ли избранница здоровое и обильное потомство, другая оценивает способность мужчины обеспечить ей и детям безопасность. И не последнюю роль в этом играет его уверенность в себе – уверенность, которая рождает ощущение силы и власти. «Я понял, что и самая недоступная девушка может стать моей, главное – не стесняться себя, – делится своими секретами Николай. – Парадоксально, но мой неказистый вид при этом становится дополнительным плюсом. Ведь красавцу нетрудно быть самоуверенным, а вот если такой, как я, по поводу внешности не комплексует, то женщину это по меньшей мере интригует: что же есть во мне такого, что я в себе не сомневаюсь? А от любопытства до симпатии один шаг».

У женских симпатий есть и другой бессознательный мотив – очарование власти. «Мы скажем, что некрасивый мужчина, который ведет под руку красавицу, наверняка преуспел в социальном плане, – размышляет андролог Сильвен Мимун (Sylvain Mimoun). – Это вожак стаи. А в глазах женщины «вожак» всегда более интересен, поскольку он пробуждает в ней архаическое чувство защищенности. К тому же такой мужчина позволяет ей реализовать детскую фантазию о всемогуществе: силой своей любви Красавица преображает Чудовище, превращая его в прекрасного Принца! С другой стороны, женщина часто ощущает социальные возможности своей красоты: соединяясь с некрасивым мужчиной, она разделяет его статус и тем самым подкрепляет их общую значимость как пары в глазах других людей».

Как всегда, особый взгляд предлагает психоанализ. «Первое «чудовище», которым восхищается девочка, ее первый возлюбленный, самый прекрасный (не в смысле красоты, а в смысле силы, обладания символическим фаллосом) – это ее отец, – говорит психоаналитик Серж Эфез (Serge Hefez). – Именно его она видит в герое-Чудовище, могущественном, покрытом шерстью, мужественном... Именно его она находит в некрасивых и соблазнительных мужчинах – и с ними может безопасно реализовать свои бессознательные фантазии о нарушении запрета на инцест». Серж Триболе развивает тему власти: «Чем красивее мужчина, тем больше мы в нем находим женственных черт. А некрасивый подобных сомнений не вызывает: это мужчина в абсолютном своем выражении. Покоряя его, женщина словно подчиняет себе обладателя фаллоса, присваивает символ власти. С ее стороны это демонстрация силы: настоящая мужественность – это она сама!»

Сила несовершенства

«В сказках красивые персонажи к тому же еще добры, щедры, великодушны, – рассуждает юнгианский психолог Ольга Ефимова. – В жизни мы также часто смешиваем в своем восприятии красоту и положительные человеческие качества. Поэтому, вступая в конкуренцию, некрасивые зачастую стараются компенсировать изъяны своей внешности тем, что развивают в себе полезные навыки либо в большем количестве, либо в большем объеме. Часто они более настойчивы, артистичны, целеустремленны, чем их более симпатичные соперники». И более внимательны к избраннице своего сердца. «Для успеха главное – забота о партнерше и спокойная уверенность в себе, – считает сексолог Юрий Прокопенко. – Важны ласки и нежность – женщина открывается навстречу тому, кто настроен на нее, а не на себя. Она сама поможет тому, кто забыл о себе, отдавая заботу своей любимой».

Возможно, сюжет о Красавице и Чудовище потому и вечен, что позволяет переосмыслить эстетические представления, которые преграждают нам – как мужчинам, так и женщинам – дорогу к счастью. В конце концов, прекрасный принц может быть и космат, лишь бы оказался нежен и заботлив. И хорошо бы у него еще были чувство юмора и приятный голос!

* А. Пушкин «Mon portrait».

Собрание сочинений в 3 томах, т. 1 (Художественная литература, 1985).

Вечный сюжет

Сказка о красавице и чудовище волнует не только детей, но и взрослых. Почему? «Она символизирует соединение женщины с мужской частью ее души, – объясняет юнгианский психолог Ольга Ефимова. – В психике каждого из нас, согласно юнгианскому анализу, присутствуют обе части: мужская и женская. Чтобы получилась гармоничная личность, обе они должны развиваться. Но гендерное воспитание часто подавляет одну из них. У мужчин страдает женская часть: им нельзя плакать, жаловаться, проявлять слабость. Таким мужчинам трудно любить. В девочках сдерживается мужское начало: их учат не настаивать на своем, «не высовываться», запрещают сердиться. Но чтобы реализоваться в современном мире, женщине необходимы «мужские» качества – целеустремленность, активность. Значит, их надо «достать» из бессознательного, куда они вытеснены запретами, присвоить их, научиться использовать – а «Красавица и чудовище» именно об этом! Потому сюжет и становится все более популярным. Чудовище – символ мужской части психики, она вытеснена в бессознательное и пугает своей неизвестностью, кажется опасной. Поэтому Чудовище предстает поначалу страшным. Постепенно Красавица приручает его, узнает все лучше и открывает в нем положительные стороны. Она уже не боится, что оно съест ее или причинит вред. И наконец происходит превращение: оказывается, что Чудовище вовсе не страшное, оно расколдовано и обретает прекрасный облик. Их брак символизирует полное соединение: подавленная часть принимается сознанием, мы обретаем целостность и свободу творить и радоваться жизни». О. Е.

Источник фотографий: CORBIS/FOTO S.A., GETTY IMAGES/FOTOBANK
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2017 №23140Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты