psyhologies.ru
тесты

Обозреватели


Николай Крыщук
Николай Крыщук
писатель, лауреат нескольких литературных премий, автор книг прозы и эссе, одна из последних – «В Петербурге летом можно жить» (Лимбус пресс, 2014).

«Вызывать в детском сердце любовь»

Николай Крыщук прочитал для нас книгу Симона Соловейчика «Непрописные истины воспитания»

«Эту книгу можно прочитать подряд, залпом, можно открывать на случайной странице. Так или иначе, вы будете возвращаться к ней, чтобы еще раз услышать голос автора, его интонацию: не учителя, но человека, выстрадавшего свое знание. В книге собраны статьи Симона Соловейчика, впервые опубликованные в 70–80-е годы прошлого века. Имя это тогда было культовым, многие воспитывали детей «по Соловейчику». Но и сегодня каждая страница способна перевернуть наши представления об отношениях с ребенком и заставить взглянуть по-новому на себя. Причин такой актуальности как минимум две. Долгая жизнь суждена обычно книгам, в которых поставлены великие вопросы. Спорят о происхождении жизни на Земле, но «аналогичная по таинственности и важности тайна почти никого не интересует – тайна зарождения любви в человеческом сердце…» В деле воспитания ребенка этот праздный вроде бы вопрос обретает неожиданно практический смысл, без которого нельзя ступить ни шагу. Казалось бы, для успешного воспитания достаточно любить ребенка. Но нет, говорит Соловейчик, «воспитывается не тот, кого любят, а тот, кто любит». Однако как вызвать в детском сердце любовь? Об этом книга.

alt

Симон Соловейчик (1930–1996) – публицист, философ, автор прекрасных книг для детей и о детях, главная из которых – «Педагогика для всех» (Первое сентября, 2000). В своих статьях и книгах развивал непопулярные в советское время принципы «педагогики сотрудничества» и «воспитания без воспитания».

Симон Соловейчик «Непрописные истины воспитания. Избранные статьи»

ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ, 240 с.

И еще: «представление о воспитании... создается так рано, что наши собственные педагогические идеи кажутся нам чуть ли не врожденными». Но с изменением жизни меняется и педагогика. При этом перемена педагогических взглядов дается труднее, чем перемена мировоззрения. Мы то и дело попадаем в ловушки, с младенчества начинаем не воспитывать, а перевоспитывать или, напротив, обольщаемся послушностью ребенка, путаем гнев и раздражительность, не знаем, баловать сына или приучать к дисциплине, верим в метод кнута и пряника, в лучшем случае – в силу слова. Но… «у одного литературного героя с детства висела перед глазами пропись: «Не лги, послушествуй старшим и носи добродетель в сердце». А вырос Чичиков».

Таким ловушкам, сотворенным из предрассудков, нет числа, и взрослый попадает в них ежедневно. Соловейчик ни одну из этих ловушек не пропускает, объясняет природу ошибки, показывает логику выхода и с простодушием человека, сделавшего на наших глазах открытие, прибавляет: все просто, так получается, а так – нет».

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье