psyhologies.ru
тесты

Обозреватели


Вадим Ротенберг
Вадим Ротенберг
психофизиолог, профессор Тель-Авивского университета (Израиль). Его сайт: rjews.net/v_rotenberg

О переменах и любви

Мы меняемся. Чтобы сохранить равновесие в паре, это важно учитывать – и быть чутким к переменам.
alt

Молодая девушка влюбляется в очень талантливого мужчину, уже получившего признание, и выходит за него замуж. Она восхищается им и, что для него очень важно, наделена талантом понимания того, что он делает.

Муж, любя ее и чувствуя себя ответственным за их жизнь, исполняет роль ведущего в паре. Она, конечно, принимает это, ведь она еще очень молода, несколько инфантильна и знает это. То, чего она не знает, – это ее собственный потенциал. Дальше они проходят в жизни через множество трудностей, муж поглощен борьбой за их выживание и совместный успех, он любит ее и не сомневается в том, что их отношения останутся такими же, какими начинались.

Муж фактически формирует ее как личность, или, если сказать точнее, она формируется рядом с ним. Но муж этого не замечает. Он не замечает, что жена его меняется, созревает, ко многому начинает относиться по-другому. И то, что он этого не замечает, вызывает у нее сначала обиду и растерянность, а потом раздражение и протест, ему непонятный.

Постепенно исходное восхищение сменяется очень критическим отношением, почти враждебностью. Это происходит параллельно с ее успехами в собственной творческой деятельности и выглядит как конкуренция. Отношения в семье стремительно ухудшаются, и мужу начинает казаться, что жена его просто отвергает – безо всяких на то оснований. Он на самом деле не понимает, что случилось, и это приводит к тому, что он в ее глазах действительно обесценивается как личность. Отношения все ухудшаются. Муж чувствует себя одиноким и брошенным…

Вот такая вроде бы странная история случилась в семье одного близкого мне и очень хорошего человека.

Что же произошло?

«Татьяна-то моя отказала Онегину и бросила его совсем, этого я от нее никак не ожидал», – писал Пушкин. Вот и литературный персонаж, придуманный автором и, следовательно, полностью от него зависимый, вдруг выходит из-под контроля и начинает вести себя непредсказуемо.Наверное, это было сказано в шутку, и Пушкин подсмеивается над возможностью быть огорошенным поведением им же созданной героини. Но Лев Толстой серьезно утверждал, что удивление автора перед поступком своего героя – признак истинного таланта автора. Настоящий художник воспроизводит реальность, в которой действуют живые люди, а не условные литературные герои, олицетворяющие идеи автора. А если они живые, они проживают свою собственную судьбу не в рамках заранее продуманного сюжета, а в постоянно меняющемся мире человеческих отношений. При этом они неизбежно меняются сами, так же как меняемся в процессе жизни мы.

Что же героиня нашей жизненной истории?

Она сама поставила мужа на пьедестал, и он послушно старался соответствовать своей роли. А разочарование ее связано не с тем, что он не оправдал ее надежд, а с тем, что сами надежды были детскими – она из них выросла.

читайте такжеТерапия спортом: как (еще) наладить отношения в паре

Восхищенное отношение к мужу мешало ей видеть в нем равноценного партнера. Созревая, она не смогла смириться со своей исходной незрелостью и с ведущей ролью мужа, которой когда-то была так рада. Муж же этой диспропорции не замечал: ему изначально был очевиден потенциал жены, а роль ведущего он взял на себя только ввиду ее молодости. Он не понял, что принял участие в ее изменении. Не понял именно потому, что всегда любил и ценил ее. И не мог представить, что она себя недостаточно ценила.

Точно так же может противоречить планам и мечтам родителей сформированная личность подростка, хотя они сами активно участвовали в ее формировании. Воспитание – живой процесс, результат которого иногда бывает неожиданным.

Но здесь, я думаю, надо не удивляться, огорчаться и возмущаться, а радоваться. И меняться самим, чтобы оставаться в нормальных отношениях с теми, кем наши близкие стали… с нашей помощью.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье