psyhologies.ru
тесты
текст: Изабель Тоб 
PSYCHOLOGIES №15

«Благодаря селфи мы превратились в бренды, которые нужно продвигать»

Возможность делать фотографии самих себя – на первый взгляд несерьезное и невинное новшество – произвела подлинную революцию в том, как мы строим свое «Я» и отношения с окружающими, считает психоаналитик и философ Эльза Годар.
«Мы перешли от стадии зеркала к стадии селфи»
Psychologies:  

Заслуживает ли феномен селфи тех двух сотен страниц, которые вы ему посвятили?

Эльза Годар:  

Селфи знаменует собой поворот в истории мысли. Вместе с ним мы переходим от общества «Я мыслю» к обществу «Я вижу, меня видят». Вместо того чтобы пытаться объяснить, я показываю, даю увидеть. Селфи влияет и на то, как мы строим свое «Я» с самого раннего возраста. Психоаналитик Жак Лакан говорил о «стадии зеркала»: это этап развития ребенка, когда он обнаруживает в зеркале собственное отражение и осознает единство своего тела, своего существа.

Я утверждаю, что на символическом уровне мы перешли от «стадии зеркала» к «стадии селфи», к ситуации, когда человеческое существо уже не может помыслить себя без аватара, виртуального «Я». Такое отношение к виртуальности проявляется в простом действии, которое мы совершаем, когда публикуем селфи, и которое, хотя мы этого не осознаем, постепенно преображает нашу повседневность. Это — яркое проявление революции экранов, ставших непреодолимыми посредниками между «я» и «ты».

Причем, в отличие от традиционной фотографии, предназначенной лишь для меня и моих близких, селфи нацелено на множество зрителей. Конечно, можно снять селфи и для себя, не ради зрителей, а из чисто нарциссического импульса, но по большей части селфи делают, чтобы ими делиться, чтобы их комментировали в соцсетях. Еще вчера это было привилегией знаменитостей. Сегодня благодаря селфи мы все превратились в «бренды», которые надо продвигать.

Слово «селфи» содержит self, «себя». Можно ли сказать, что селфи отражают стремление узнать себя, узнать, на кого, на что мы похожи?

Селфи служат способом самопрезентации, они выставляются напоказ. Тот, кто притворяется, что хочет отразить спонтанность момента, необязательно спонтанен и искренен. В селфи есть что-то от оптической иллюзии. Мы хотим показать себя с какой-то особой точки зрения, ложно естественной или откровенно искусственной. Это игра истины и лжи. И мы не знаем, какими мы на самом деле показываем себя, когда постим селфи в интернете.

Наш образ фиксируется на экране и уже больше не принадлежит нам. Мы не управляем тем, что видят и думают другие. Мы всегда можем защищаться, протестовать («Нет, вы неправы, я не такая, как вы думаете»), но это «селфическое», виртуальное «Я» торжествует над реальным. Можно усматривать в этом поиск себя, но трудно представить себе, что такой поиск может привести к реальному самопознанию.

А разве селфи — не попытка как раз контролировать образ себя?

Да, среди прочего. Его сила, бесспорно, в том, что оно внушает нам: мы сами формируем представление о себе, контролируем его. Но одновременно оно свидетельствует о том, что у нас есть потребность в окружающих, в их взглядах: как много «лайков» и комментариев я соберу? Акт выставления селфи можно представить себе как действие, направленное на то, чтобы перестать беспокоиться о том, как мы выглядим со стороны. Но «лайков» никогда не бывает достаточно, чтобы искоренить негативные представления о себе.

Селфи вовсе не всегда автоматически вызывает удовлетворение, как многие думают. Оно может стать источником тревоги. Селфи напоминает мне матрешек, которые вкладываются одна в другую: оно несет в себе целый набор действий, последствий, невидимых на первый взгляд, скрытых одно за другим. Почти как множественные, противоречивые, даже неуловимые грани нашего «Я».

«Мы перешли от стадии зеркала к стадии селфи»

Вы сами увлекаетесь селфи. Почему?

Это прежде всего игра, которая соответствует свойственной нам потребности общаться в форме игры. Я действительно сама подвержена явлению, которое описываю: мы предпочитаем показывать — при помощи фото, просто и быстро, — а не говорить. Даже при том, что я по-прежнему много пишу.

Так много смыслов у такого расхожего жеста! В чем конкретно селфи изменили нашу жизнь?

Селфи сегодня побуждает нас фотографировать момент, а не проживать его, что переворачивает наши отношения с действительностью. И отныне это явление охватило все социальные слои, все области (экономику, политику, мораль, культуру). Политические деятели «селфят». Реклама пользуется селфи уже давно. Музеи и галереи посвящают им выставки. Подростки общаются, отправляя друг другу фото через приложения. В смартфонах селфи оживают, превращаются в небольшие фильмы.

Такое впечатление, что никто не избежал «селфи-революции». Повсеместно присутствующие виртуальные технологии и экраны меняют наше представление о времени и пространстве, вызывают у нас смятение чувств, которое снижает нашу способность к рефлексии. В этом контексте самоанализ и поиск ответов на серьезные вопросы перестают быть приоритетами…

То есть селфи опасно для нашего «Я»?

В том, чтобы снимать одно селфи за другим, нет ничего страшного, если мы заботимся о смысле своих действий, не поддаемся отчуждающему влиянию чистой эмоциональности, заключенной в настоящем моменте. Я никого не сужу. Совсем наоборот. Я не утверждаю, что в Средневековье мысли или разговоры были глубже. Моя цель — призвать к размышлению над тем, что делает нас людьми. И одна из основ нашей человечности — это, например, любовь, то есть телесная, плотская связь с кем-то другим. Так что я говорю: «Проснитесь, не позволяйте экранам заслонить вас друг от друга, не позволяйте этому миру образов поглотить вас!»

Об эксперте

Эльза Годар

Эльза Годар (Elsa Godart) – психоаналитик, лектор, колумнист. Автор эссе «Я селфлю, значит, существую» («Je selfie donc je suis», Albin Michel, 2016) и книг «Лучше относиться к себе» («Être mieux avec soi-même», Michel Lafont, 2012) и «Чувство человечности» («Sentiment d’humanité», Les Éditions Ovadia, 2015).

Источник фотографий: Getty Images
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Принять свое несовершенствоПринять свое несовершенствоПринятие себя требует серьезной внутренней работы. Одним удается спокойно относиться к своим недостаткам, другие пытаются держать все под контролем. Чтобы достичь внутреннего равновесия, необходимо перестать спасаться бегством и решиться заглянуть в себя. Как мы устроены? Чего боимся? Что мешает быть собой? Ответы помогут вспомнить о талантах, нереализованных амбициях, признать свою красоту и начать заботиться о себе. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты