psyhologies.ru
тесты
текст: Эльза Лествицкая 
PSYCHOLOGIES №5

Элизабет Гилберт: «Позвольте себе более творческую жизнь»

«Творчество – та доступная всем сила, с помощью которой мы можем преобразить свою жизнь, сделав ее более насыщенной, необычной и интересной», говорит автор бестселлера «Ешь, молись, люби» Элизабет Гилберт. В новой книге «Большая магия» писательница приглашает нас совершить самое увлекательное путешествие из всех возможных – путешествие в мир нашего собственного творчества.
Элизабет Гилберт: Творческая жизнь ФОТО Getty Images 

Сердечная, живая, искренняя и открытая, Элизабет Гилберт (Elizabeth Gilbert) любима во всем мире как один из самых своеобразных и убедительных голосов, которые говорят с нами о личностном развитии. В одном из интервью1 она высказывает свое кредо: творчество – это та доступная всем сила, с помощью которой мы можем преобразить свою жизнь, сделав ее более насыщенной, необычной и интересной. Для этого вовсе не обязательно заниматься искусством – ведь речь идет не столько о том, чтобы создавать произведения искусства, сколько о том, чтобы ловить в сети своего любопытства и смелости те желания, образы и идеи, которые витают в воздухе вокруг нас. Для этого, говорит нам Элизабет Гилберт, нужно только не давать волю своему страху и позволить себе засиять.

Psychologies:  

«Давайте сделаем свою жизнь более творческой!» Именно к этому вы призываете. Почему вы выбрали это понятие, а не счастье, более четкое и вроде бы доступное каждому?

Элизабет Гилберт:  

Для меня в понятии счастья нет ничего четкого и конкретного. Это слово, которое мы все любим, состояние, к которому мы все стремимся, но, боюсь, мы не умеем ни распознать счастье, когда оно у нас есть, ни искать его, если его нет. Чаще всего мы пускаемся за ним в неверном направлении, и то, что будто бы должно сделать нас счастливыми, на самом деле приносит нам только стресс, долги и недоумение. Лично мне творчество представляется гораздо более реальным проектом.

Э. Г.: 

Вопреки расхожему мнению дело не в том, что мы делаем со своей жизнью, а в том, как мы на нее смотрим. Рассматриваете ли вы свое существование как гибкий и пластичный материал, как приключение, в котором ситуации и планы на будущее могут меняться, в котором мы имеем право на несколько попыток? Или как нечто жесткое, застывшее и тяжелое, над чем вы не имеете никакой власти? Если вы видите его как гибкий и пластичный материал, то живете творчески. Чем бы вы ни занимались и что бы ни делали, ваша жизнь будет максимально широкой и увлекательной.

«Жизнь, построенная на страхе, не может дать настоящей безопасности. Поэтому я выбираю приключение»

Чтобы жить такой жизнью, сначала надо погрузиться в себя. Вы озадачиваете читателя вопросом: «Хватит ли у вас смелости обрести те сокровища, которые скрыты внутри вас?» О каких сокровищах идет речь?

Э. Г.:  

Я вам совершенно спокойно и уверенно могу сказать: я понятия не имею, какие сокровища скрываются в вас! И у меня нет никаких способов это узнать. Это не моя работа, а ваша! Единственное, в чем я уверена, так это в том, что наша внутренняя жизнь куда богаче, чем можно предположить, глядя на ее внешнюю сторону. Если вы отправитесь на поиски своих внутренних сокровищ, то откроете много интересного. Возможно, это будет не то, чего вы хотели или ожидали, но вы наверняка найдете то, от чего станете богаче.

В этом смысле путь творчества можно сравнить с духовным поиском: всегда есть смысл пуститься в путь по незнакомым дорогам, которые позволяют нам расширить знание о себе, о других и о мире вокруг нас. Если же мне не хватает уверенности, чтобы двинуться в такое путешествие, я задаю себе вопрос: «А что будет, если я не отправлюсь в путь?» Тогда я буду жить без риска – безопасно, но скучно и тесно. И каждый раз я делаю один и тот же вывод: жизнь, построенная на страхе, не может дать настоящей безопасности. Поэтому я выбираю приключение, зная, что все открытое или не открытое мной на этом пути поможет мне познать себя куда больше, чем если бы я решила остаться на месте.

Вы утверждаете, что мы все креативны и что достаточно дать себе разрешение быть творческим человеком. Это так просто?

Э. Г.:  

Самое древнее произведение искусства или, во всяком случае, того, что в настоящее время признано искусством, появилось 40 тысяч лет назад. А самым древним следам обработки земли всего 10 тысяч лет. Значит, в какой-то момент нашей общей эволюции мы решили, что создавать красивые и бесполезные вещи важнее, чем научиться регулярно добывать пищу. Творчество – потребность каждого из нас. Мы прирожденные творцы.

Вы, я, все мы – продукт тысячелетий жизни людей, которые украшали себя и свои жилища, что-то мастерили, играли на скрипке или на ударных инструментах, строили, возделывали землю, танцевали, рассказывали истории… Наши возможности самовыражения фантастически разнообразны. Творчество бурлит в нас, оно бьется, как сердце, в своем тайнике. Написать книгу, сочинить песню, поставить фильм; или расписывать керамику, выращивать растения, путешествовать по стране, готовить еду… Вам этого хочется? Сделайте это!

«Если в вас не укоренено глубоко чувство принадлежности к миру, вы не сможете создать нечто интересное из собственной жизни»

Позволить себе это – значит просто сказать себе: мне не нужно ничье разрешение, чтобы жить творческой жизнью. Считайте, что вы имеете на это полное право. Определите себя, заявив о вашем намерении: я писатель/ фотограф/ повар/ дизайнер/ мастер… А если внутренний голос попытается отбить у вас охоту к творчеству или посмеяться над вами, отвечайте ему так, как переговорщик говорил бы с террористом-психопатом – спокойно, но твердо. Главное, не отступайте. Не забывайте, что в этих переговорах ваша задача – спасти собственную жизнь.

Вы советуете культивировать шесть сил: разрешение, мужество, очарованность, упорство, доверие и чувство божественного. Какая из них для вас самая главная?

Э. Г.:  

Мне кажется, самое главное – дать себе разрешение. Вы не можете пойти по творческому жизненному пути, если не дадите себе полное право сделать это. Многие из нас терпеть не могут выражение «дать себе право», потому что в нем слышатся самонадеянность, высокомерие или нарциссизм. Но если в вас не укоренено глубоко чувство принадлежности к миру – а из него вытекает уверенность в своем праве участвовать в жизни мира, – вы никогда не сможете создать или попытаться создать нечто интересное из собственной жизни. Все начинается с разрешения. Никто не может дать вам это разрешение, кроме вас самих. Вы должны его искать именно внутри себя. Творить – это часть вашего человеческого наследия, это право человека.

А что вы подразумеваете под «чувством божественного»?

Э. Г.:  

Приблизительно я бы описала его как признание, что мы не являемся самой могущественной силой во Вселенной. Вам не обязательно называть эту силу или понимать ее, но вы должны признать, что Вселенная больше и сложнее вас! Признать божественное – для меня значит склониться перед этой могущественной силой с восхищением и благодарностью. Мне представляется, что, если не культивировать хотя бы в некоторой степени чувство божественного, очень трудно вести здоровую и радостную творческую жизнь.

Вы также пишете и говорите, что для успеха важнее быть любопытным, чем страстно увлеченным. Почему?

Э. Г.:  

Ключ, секрет – для меня, во всяком случае – в любопытстве. Это путь, который ведет к творческой жизни. И кроме того, любопытство доступно всем. Страстная увлеченность может смущать, иногда она кажется нам недоступной. Цена любопытства не так высока. На самом деле оно ставит в разных формах всего один вопрос: «Есть ли что-нибудь, что меня интересует? Все равно что, хотя бы немного, даже если этот интерес кажется банальным или незначительным». Не обязательно, чтобы ответ перевернул вашу жизнь, достаточно, чтобы он в какой-то момент привлек ваше внимание. Это знак, следуйте за ним с доверием. Смотрите, куда любопытство вас заведет. И если вы проведете всю жизнь, прислушиваясь, и так ничего от этого и не получите, этого будет достаточно, чтобы сказать: моя жизнь была полной и великолепной.

1 «Элизабет Гилберт говорит о гении», выступление на Ted.com.
2 Э. Гилберт «Ешь, молись, люби» (Рипол-классик, 2016). По-английски книга опубликована в 2006 году, фильм с Джулией Робертс был снят в 2010 году.
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье