psyhologies.ru
тесты
текст: Елена Ратнер 

«Анализ помогает найти настоящие причины»

Среди различных видов психотерапии особое внимание чувству вины уделяет психоанализ. Как он его трактует? Как предлагает нам обрести внутреннюю свободу? Объяснения психоаналитика.

Интервью с Екатериной Калмыковой

Екатерина Калмыкова – действительный член Международной сихоаналитической ассоциации, член Московского психоаналитического общества.

alt
Psychologies:  Чувство вины знакомо каждому. Когда возникает необходимость обратиться к специалисту?
Екатерина Калмыкова:  Чтобы ответить на этот вопрос, нужно прежде всего развести два понятия: «сознательное чувство вины» и «неосознаваемое». В первом случае мы понимаем, что поступили неправильно, осознаем свою ошибку и ощущаем на себе ее последствия. Мы можем испытывать неловкость, дискомфорт: нас мучают угрызения совести, мы думаем о том, как нужно было поступить в данной ситуации или какова может быть «плата» за то, что мы совершили. Если мы причинили неприятность другому человеку, мы корим себя за это и ищем способ загладить свою вину, минимизировать ущерб. Такие переживания естественны и знакомы любому из нас. Но, когда чувство вины возникает без видимых причин, когда оно начинает давить на нас, лишает возможности распоряжаться собой или когда события, происходящие с нами, похожи на самонаказание, можно предположить, что мы ощущаем бессознательное чувство вины. Для того чтобы разобраться в том, что же именно происходит на самом деле, и необходима помощь специалиста.
В каком возрасте у человека формируется способность испытывать чувство вины?
Е. К.: Согласно традиционным психоаналитическим взглядам, во время эдиповой фазы, одной из стадий психосексуального развития ребенка, когда в возрасте трех-пяти лет дети стремятся единовластно обладать родителем противоположного пола. Именно в это время у мальчиков возникает фантазия «жениться» на маме, а девочки мечтают «выйти замуж за папу». Подобное стремление неизбежно порождает желание избавиться от родителя своего пола, которого ребенок любит и одновременно ревнует к нему второго родителя. Такие агрессивные желания и фантазии вызывают у ребенка неосознаваемый страх наказания, который заставляет его отказаться от запретной любви и искать выход из сложившейся ситуации. Таким выходом для ребенка становится идентификация с родителем своего пола. А это означает не только стать похожим на папу или маму, но и принять, признать, впитать все нормы, все запреты, которые исходят от них и которые нельзя нарушать. Именно в этот период формируется наша совесть (или «Сверх-Я», как Фрейд называл эту структуру нашей личности): мы учимся различать добро и зло, начинаем бояться наказания за «незаконные притязания» или агрессивность и испытывать чувство вины, если понимаем, что нарушили какой-то запрет. В то же время, когда в психическом развитии ребенка что-то идет не так, у него может сформироваться бессознательное чувство вины.
Источник фотографий: CHARLOTTE FUILLET FOR PSYCHOLOGIES, MAXSTUDIO
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Все зависимы? От привычки до аддикцииВсе зависимы? От привычки до аддикцииСмартфон, работа, секс, игры... Мы все стали аддиктами? Каждый на что-нибудь подсел? Мы задаем этот вопрос себе – и вам. Попробуем понять, где граница между привычным удовольствием и зависимостью, и разобраться, почему мы в неравном положении перед лицом соблазнов. Все статьи этого досье
Все досье