psyhologies.ru
тесты
текст: Игорь Добряков 

Дети от 3 до 6 лет: что им дают сексуальные эксперименты?

Как реагировать на (первые) проявления детской сексуальности? Не обращать внимания? Пресекать? Просвещать? Комментарии детского психолога.

Статья создана специально для совместного проекта PSYCHOLOGIES и Бюро ЮНЕСКО в Москве «Территория TEENS: путеводитель для родителей подростков».

alt

В этом возрасте взрослые формируют у ребенка умение скрывать, тормозить, подавлять проявления сексуальности, но тем не менее все родители сталкиваются с интересом сына или дочери к сексуальным вопросам, с проявлениями их сексуальности. Как лучше на это реагировать? Не обращать внимания? Пресекать и наказывать? Сексуально просвещать? Комментарии детского и семейного психолога Игоря Добрякова.

Генетическая программа

Уже при слиянии половых клеток мужчины и женщины задается генетическая программа развития определенного пола у нового человека. Однако в течение первого месяца внутриутробного развития одновременно развиваются две половые системы: и мужская, и женская. В организме мальчика в конце первого месяца внутриутробного пребывания появляются вещества, разрушающие женскую систему; одновременно происходит гормональная поддержка развития мужской системы. В организме девочки мужская система просто постепенно перестает развиваться и позднее совсем исчезает, особой гормональной поддержки развивающаяся система женских половых органов не требует. Так что любое нарушение активизации генов, отвечающих за развитие половой системы, приводит к развитию женского организма. Между четвертым и шестым месяцами внутриутробного развития собственные железы плода начинают вырабатывать половые гормоны. Попадая в головной мозг, они обусловливают при дальнейшем развитии особенности строения мозга, свойственные определенному полу.

Новый опыт взаимодействия

Примерно с 3 лет, когда возникает самосознание, на ребенка начинают все сильнее влиять факторы социального окружения и культуры. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд некоторое время придерживался мнения, что после анальной фазы наступает некоторое снижение темпа сексуального развития, сдерживание проявлений сексуальности. По мнению Фрейда, оно может быть обусловлено не физиологическими процессами, а возникает в результате тех ограничений и торможений, которые навязывает ребенку общество. Это подтверждают многие исследования. Например, известные австралийские сексологи Рон и Джульетт Голдман на основании многочисленных опросов, проведенных у 800 детей пяти лет и старше из различных стран мира, утверждают, что интерес к вопросам пола у них существует и постоянно растет с возрастом*.

Первыми признаками, по которым ребенок отличает представителей разного пола, являются одежда, прическа, манера поведения. Родители, как правило, одевают ребенка, покупают игрушки соответственно его полу, поощряют одни реакции и способы поведения и ругают за другие («Девочки не ходят растрепанными», «Дерешься, как мальчишка!», «Мальчики не плачут, не реви, как девчонка!»). После 3 лет появляется потребность в общении со сверстниками, желание вместе играть (до этого общение в песочнице может сводиться к тому, что один у другого отнимает совочек). Тесно общаясь со сверстниками, дети рано или поздно понимают, что мальчики и девочки отличаются друг от друга не только одеждой и прической.

Чаще всего дети испытывают настоящее потрясение, обнаружив, что мальчики и девочки по-разному писают. С точки зрения моторики, координации движений девочки в этом возрасте ни в чем не уступают мальчикам, а порою даже превосходят их. И те и другие очень гордятся своими достижениями и периодически призывают взрослых констатировать их успехи («Посмотри, куда я залез!», «Посмотри, как я кружусь!», «Вон как далеко я прыгнул!»). Мальчики к тому же очень ловко писают. Замечая, что девочки писают сидя, они испытывают удивление, подобное тому, которое возникает у девочек при виде писающего стоя мальчика. Обнаруживая такую способность, девочки удивляются, пытаются также писать стоя, но у них это очень плохо получается. Иногда они воспринимают такое «преимущество» мальчиков как несправедливость. Именно эти открытия вызывают повышенный интерес к устройству своего и чужого тела, к половым органам, к тайне рождения. Интерес проявляется в соответствующих вопросах, в подглядывании, служит мотивом к организации совместных игр мальчиков и девочек, сопровождаемых обнажением, исследованием половых органов друг друга.

Осознание того, что у мальчиков и девочек половые органы устроены по-разному, приводит к развитию у детей стыда наготы, удивительному и свойственному только людям психическому феномену. По мере того как ребенок растет, проявления стыда наготы меняются, становятся более очерченными. Однако уже во время первых игр с обнажением перед сверстником противоположного пола у ребенка возникают сильные переживания. Сексуальные игры детей носят тайный характер, проникнуты тревожащими эротическими переживаниями. Дети очень боятся быть застигнутыми во время этих занятий. И не напрасно. Взрослые, как правило, испытывают в подобной ситуации негативные эмоции и растерянность. Если родители застали ребенка за такой игрой, следует прервать ее и выразить свое отрицательное отношение к происходящему, но без сильных эмоций, чтобы не напугать ребенка. Это будет способствовать укреплению телесных границ, что необходимо для нормального психосексуального развития. Подобные игры с обнажением обычно длятся недолго и заканчиваются, когда детское любопытство удовлетворено.

alt

Игорь Добряков – кандидат медицинских наук, доцент кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова. Член редакционных советов журналов «Перинатальная психология», «Вопросы психического здоровья детей и подростков», «Детская медицина Северо-Запада». Автор десятков научных работ, а также соавтор книг «Развитие личности ребенка от рождения до года» (Рама Паблишинг, 2010), «Детская психиатрия» (Питер, 2005), «Психология здоровья».

  • 1
  • 2
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье