psyhologies.ru
тесты
текст: Николай Орлов 

Откуда берутся «плохие» дети?

Они мучают животных, дергают за волосы девочек и до крови бьют мальчиков… Почему дети проявляют жестокость и как этого не допустить? Ответы наших экспертов о том, как на такое поведение реагировать взрослым.
alt

«Это просто патологически жестокий ребенок! Вы видели, что он сделал с моим сыном?!» Подобные родительские эмоции знакомы многим из тех, кто профессионально работает с детьми, – учителям и психологам. В словах взрослых кипит возмущение, которое они ощущают, столкнувшись с поведением некоторых детей. Но в них звучит и другое – уверенность в том, что в таких детях развита особая, врожденная жестокость. И уверенность эта тем сильнее, чем ужаснее поступок, который совершил ребенок… В Новосибирской области 8-летний мальчик на детской площадке убил 3-летнюю девочку*. В Красноярском крае 10-летний школьник, хороший ученик, ударил ножом родную бабушку…** Можно ли вообще предположить, что эти дети нормальные? Сказать, что с ними «все нормально», невозможно. Но нельзя, убеждены наши эксперты, и считать этих детей «прирожденными извергами». Потому что никто из нас не рождается изначально добрым или жестоким, защитником слабых или безжалостным мучителем. Ни один ребенок с колыбели не бывает злым. Это так же верно, как и то, что ни один младенец не рождается цивилизованным, готовым жить по правилам социума. Потому что в самом начале жизни его психическая организация еще бесконечно далека от него.

Жить среди людей

О том, что поведением маленького ребенка управляют его желания, его внутренние импульсы, писал еще Зигмунд Фрейд***. Ребенок желает чего-то – он тянется к предмету и его берет. Ему хочется ударить – он бьет. Пока он не в состоянии управлять этими импульсами, но ощущает неудержимую потребность немедленно их удовлетворить. Этот механизм усиливается тем, что Фрейд называл «принципом удовольствия» (единственная цель поведения – как можно скорее получить то, что приносит удовольствие). И тем, что ребенок проникнут острым ощущением своего всемогущества: он чувствует себя центром всего происходящего. Ему важно снова и снова убеждаться в этом: поэтому он испытывает удовлетворение, когда контролирует ситуацию – отняв чужую игрушку или ударив кого-то. Таким образом, без помощи взрослых ему не стать цивилизованным человеком. Как же ему помочь? Только воспитанием. И для взрослых это, пожалуй, самая сложная работа, поскольку она не состоит из одних нотаций на тему «что такое хорошо и что такое плохо», но предполагает постоянное внимание к ребенку и его поведению.

Наши эксперты

  • Татьяна Бедник, детский психотерапевт
  • Маргарита Нестеренко, психоаналитический психотерапевт
Источник фотографий: PATRICK TABERNA/AGENCE VU/FOTOLINK
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.


Этой мой больной вопрос. Внук растет просто неуправляемым. Ему все разрешается, он не знает слов "нельзя" или "это нехорошо". Сейчас ему 7 лет, он может ударить маму,ущипнуть, может обозвать ее дурой. В ответ не получает никакого замечания, кроме как от меня. Но я так редко его вижу (он сам не хочет ходить ко мне, потому что я начинаю говорить что хорошо, что плохо) и у меня уже истерическая реакция на его выходки. Говорю снохе :Таня, почему ты молчишь, почему не одергиваешь его, почему не учишь. Или молчит, или говорит: "я сама знаю как воспитывать, у меня есть книга". Я в ужасе
Psy like0

ДанаД, это просто чудо, значит!:) Если ты не хочешь, чтобы ребёнок вырос жестоким, тебе нужно вести себя именно так, как говорится в этой статье. Это будет его[ребёнка] фундаментом. Очень важные пункты описаны. Важно так же, чтобы ТВОЁ НАКАЗАНИЕ не выходило за рамки жестокости. Иначе, получается, это противоречит тому, чему ты сам учишь.
Psy like0
  • DanaD   
    299 недель назад

Я согласна лишь частично. Есть семьи где детей правктически не воспитывают, но у них есть базовые понятия о гуманности и есть те, воспитанием которых занимаются целыми днями, но они нисколько не добры.
Psy like0
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Защитить свои границыЗащитить свои границыВласть утратила авторитет, формальные запреты на самовыражение больше не действуют... Как по-новому строить отношения с детьми, партнерами, коллегами? По мнению психолога Шарля Ройзмана, пора обсудить, как именно мы хотим жить вместе. Спросите себя: что мешает вам говорить «стоп»? Почему вы иногда не справляетесь с собственными детьми? Какие границы вам важны в паре? Как решиться заявить о своих требованиях на работе? Это досье поможет вам укрепить ваши линии защиты. Все статьи этого досье
Все досье