Японские дети на улице
Фото
Getty Images

Привычная картина в японском общественном транспорте: дети вышагивают по вагонам, в одиночку или маленькими группками, в поисках свободного места.
На них школьная форма: гольфы, натертая до блеска обувь, клетчатые рубашки, широкополые шляпки, закрепленные под подбородком, и рюкзачки за спиной. Многие совсем малыши — от силы шесть-семь лет. Они едут в школу или возвращаются обратно домой — и ни единого сопровождающего рядом.
Родители в Японии регулярно отправляют детей «в большой мир», причем начиная с очень раннего возраста. Популярное ТВ-шоу под названием «Мое первое поручение» (Hajimete no Otsuka) показывает трех- и даже двухлеток, отправляющихся выполнить какое-нибудь задание домашних. На пути в булочную или бакалею за ними тайно следует команда с видеокамерой и снимает всю дорогу туда и обратно. Шоу идет по телевидению уже больше 25 лет.

Каито, 12-летний мальчик из Токио, с девяти лет самостоятельно ездит на метро, курсируя между домами своих разведенных родителей, которые разделяют опеку над ним. «Сначала я немного боялся, смогу ли один ездить на поезде, — признается он. — Но только совсем немного».
Теперь, по его словам, нет ничего легче. Его родители вначале тоже тревожились, но решили рискнуть — ведь он был уже достаточно взрослый и к тому же множество других детей спокойно ездят на общественном транспорте одни, и ничего плохого с ними не происходит. Метро — один из самых безопасных видов транспорта в Японии, электрички ходят по расписанию, и в них не трудно ориентироваться.
«Я начала одна ездить на электричке, когда была даже младше Каито, и всегда благополучно попадала из пункта А в пункт Б, — вспоминает мачеха мальчика. — У нас не было сотовых телефонов, но сегодня ребенок может позвонить, если заблудится».

Откуда такая непривычная самостоятельность в детях? «На самом деле причина не в повышенной самостоятельности детей, а в том, что они знают: окружающие, в случае чего, всегда придут на помощь, — считает Дуэйн Диксон (Dwayne Dixon), культуролог из университета Дюка (США), посвятивший свою докторскую диссертацию японской молодежи. — Малыши в Японии очень рано узнают, что к любому члену общества можно обратиться за помощью».
Это отношение воспитывается и в школе, где детей приучают к самостоятельности и ответственности: они сами делают уборку и подают ланч. «Так они приучаются к мысли, что труд должен поровну распределяться между всеми, а также на своем опыте узнают, сколько усилий нужно, чтобы, скажем, вымыть туалет», — говорит Двейн Уиксон.
Разделяя с окружающими ответственность за пространство, в котором они живут, дети, с одной стороны, гордятся своей ролью хозяина, а с другой — узнают конкретные последствия беспорядка, ведь им приходится убирать самим. Такое отношение распространяется на любое публичное пространство — это одна из причин, почему ребенок, находящийся в общественном месте, знает, что ему помогут в случае необходимости.
Кроме того, в Японии очень низкий уровень преступности — вот почему родители чувствуют себя спокойно, отпуская детей одних. Дружественная пешеходам городская инфраструктура — небольшие улицы, привычка горожан ходить пешком — укрепляет чувство безопасности и у детей, и у взрослых.

В Токио общественный транспорт очень популярен. Половина всех поездок горожан приходится на электрички и автобусы, кроме того, часто жители просто ходят пешком. Водители привыкли уступать дорогу пешеходам и велосипедистам.
Мачеха Каито говорит, что не позволила бы девятилетнему ребенку одному ездить на метро в Лондоне или Нью-Йорке — только в Токио. Это не значит, что токийское метро полностью безопасно. Например, мужчины-пассажиры часто пристают к девушкам и женщинам, пользуясь теснотой вагона, пытаются дотронуться, прижаться... Из-за этой проблемы была даже запущена специальная линия вагонов только для женщин. И все же многие школьники младшего возраста продолжают ездить на электричках в школу и по домашним делам без сопровождения. «Множество детей по всему миру каждый день проявляют самостоятельность, — делится наблюдениями Двейн Уиксон. — Но только в Японии так распространена готовность прийти на помощь другому в трудной ситуации».

Подробнее см. на сайте издания CityLab.