psyhologies.ru
тесты
текст: Ксения Дьякова-Тиноку 

«Может, но не хочет!»: 12 советов родителям школьников

Джоан Фостер, автор книги о прокрастинации, составила список из 12 советов, которые помогут нашим детям-школьникам стать более продуктивными, сосредоточенными и уверенными в собственных силах.
«Может, но не хочет!»: 12 советов родителям школьников

Ваш ребенок хоть и не самый слабый ученик в классе, но постоянно отлынивает от занятий и витает в облаках. Учителя разводят руками – при таких способностях его успехи явно оставляют желать лучшего. В чем причина детской лени и как ее побороть? Как выработать в ребенке усердие и умение трудиться?

1.  НЕ ДЕЛАЙТЕ СКОРОПАЛИТЕЛЬНЫХ ВЫВОДОВ

Отсутствие прилежания у ребенка не обязательно говорит о лени или нежелании учиться. Люди могут избегать какой-то деятельности или откладывают ее на потом по множеству других причин.

К примеру, ребенок может чувствовать, что запутался, но бояться просить о помощи. Ему может не хватать конкретных навыков для выполнения задания. Попробуйте выяснить, что на самом деле скрывается за прокрастинацией. Это может стать первым шагом к тому, чтобы ее побороть.

2.  УВАЖАЙТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА

Адекватно оценивайте способности, его слабые стороны, интересы, предпочтения и склад характера. Не забывайте, что современные дети очень загружены и только учатся справляться с десятками задач. Обучение – это важная часть личного роста и становления, но прорыв не случается за одну ночь.

3. ПОДДЕРЖИВАЙТЕ ЕГО

Делайте это перед тем, как ребенок приступит к выполнению большой задачи, чтобы дать нужный толчок, или на середине пути, чтобы дело не застопорилось. Помогите визуализировать прогресс и предвкушать конечный результат.

4.  НЕ ИГНОРИРУЙТЕ «ТРЕВОЖНЫЕ ЗВОНОЧКИ»

Это могут быть проблемы со здоровьем, усталость и другие индикаторы, которые показывают, что ребенок не может справиться со стрессом и объективно не способен соответствовать вашим высоким требованиям.

Пусть он ведет здоровый образ жизни: занимается спортом, правильно питается, высыпается. Детям жизненно необходимо время для отдыха и раздумий – перегрузки ни к чему хорошему не приведут.

5. ИЗБЕГАЙТЕ ССОР И БОРЬБЫ ЗА ВЛАСТЬ

Будьте последовательны и терпеливы, не допускайте вспышек гнева в ситуациях, когда он намеренно тянет время. Беседуйте с ним и концентрируйтесь на том, что он говорит, без давления и унизительных комментариев. Слушайте и еще раз слушайте.

6. БУДЬТЕ РЕАЛИСТИЧНЫ В ОЖИДАНИЯХ

Не ждите невозможного: требование быстро освоить сложный материал может привести к тому, что ребенка накроет паника и он откажется от выполнения задания. Ваши инструкции должны быть простыми и понятными.

«Может, но не хочет!»: 12 советов родителям школьников

7. ПОДГОТОВЬТЕСЬ

Обзаведитесь необходимыми пособиями, включая обучающие игры. Используйте таймеры, ежедневники, магнитную доску. Организуйте для ребенка пространство, где его не будут беспокоить посторонние шумы.

8. РАЗВИВАЙТЕ ЕГО ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО

Рисование, танцы, актерское мастерство откроют в нем второе дыхание, конечно, если войдут в его жизнь в нужных пропорциях.

9.  РАССКАЗЫВАЙТЕ О СВОЕМ ОПЫТЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ (ВКЛЮЧАЯ ЛЕНЬ)

Это вовсе не подразумевает чтение нотаций в духе «А вот я в твои годы…» Делитесь историями из детства или из биографии людей, которыми восхищаетесь. Подчеркните, что на пути к цели будут не только взлеты, но и падения.

10. ОБРАЩАЙТЕСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ К ДРУГИМ

Подумайте, кто, кроме вас, может помочь в воспитании в ребенке таких черт, как ответственность и трудолюбие? Другие члены семьи, друзья, учителя, тренер в спортивной секции? Используйте любые возможности, чтобы развивать уверенность в своих силах.

11. ПОЗНАКОМЬТЕ РЕБЕНКА С ЭФФЕКТИВНЫМИ СТРАТЕГИЯМИ РАБОТЫ

Покажите ему, как правильно организовать свои занятия и выстроить приоритеты. Маленькие шаги и короткие передышки снижают тревожность. Любую задачу можно разбить на несколько блоков, привязав к каждому временной интервал.

12. НЕ БУДЬТЕ СТРОГИМ КОНТРОЛЕРОМ

Поддерживать и вдохновлять ребенка или контролировать каждый его шаг – не одно и то же. Дайте ему взять инициативу в свои руки, поощряя ответственность и внушая чувство гордости за приложенные усилия. Это потребует времени.

Динамика процесса обучения напоминает кривую: как правило, способность запоминать новую информацию максимальна после первых попыток освоения темы. Затем скорость обучения постепенно снижается, и для усвоения материала требуется больше повторений. Это не должно вас пугать.

Источник: Beyond Intelligence.

Об авторе

Джоан Фостер

Джоан Фостер (Joanne Foster) – автор книги о детской прокрастинации «Не сейчас, может быть, потом: как помочь детям справиться с прокрастинацией» («Not Now, Maybe Later: Helping Children Overcome Procrastination», Great Potential Press, 2015).

Источник фотографий: Getty Images
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Защитить свои границыЗащитить свои границыВласть утратила авторитет, формальные запреты на самовыражение больше не действуют... Как по-новому строить отношения с детьми, партнерами, коллегами? По мнению психолога Шарля Ройзмана, пора обсудить, как именно мы хотим жить вместе. Спросите себя: что мешает вам говорить «стоп»? Почему вы иногда не справляетесь с собственными детьми? Какие границы вам важны в паре? Как решиться заявить о своих требованиях на работе? Это досье поможет вам укрепить ваши линии защиты. Все статьи этого досье
Все досье