psyhologies.ru
тесты
текст: Подготовила Мария Федотова 

Что нужно уметь в 18 лет?

Совершеннолетие — можно ли сказать, что с этого момента человек автоматически становится взрослым? Какие навыки и умения говорят о том, что наш ребенок наконец-то вырос?
Молодые люди в Лондоне ФОТО Getty Images 

Джулия Литкотт-Хэймс (Julie Lythcott-Haims), юрист, писательница, десять лет работала деканом первокурсников в Стэнфордском университете, мама двоих детей-тинейджеров.

Писательница Джулия Литкотт-Хэймс десять лет проработала деканом первокурсников Стэнфордского университета и точно знает, что должен уметь человек в 18 лет.

1. 18-летний должен уметь разговаривать с незнакомыми людьми – преподавателями, деканами, кураторами, домовладельцами, продавцами в магазине, сотрудниками отдела кадров, коллегами по работе, операционистами в банке, медицинскими работниками, водителями, слесарями – со всеми, с кем ему придется иметь дело в реальном мире.

Пояснение. Мы приучаем детей не разговаривать с незнакомыми людьми, вместо того чтобы помочь им различать плохих незнакомцев и хороших (которых гораздо больше). В результате тинейджер просто не знает, как идти на контакт с чужим человеком, как, проявляя уважение и глядя ему прямо в глаза, попросить совета, помощи или руководства, которое ему рано или поздно потребуется.

2. 18-летний должен уметь ориентироваться на местности: найти дорогу и на территории своего университета, и в том районе, где проходит летнюю практику, и в том городе, где он работает или учится (в том числе – за границей).

Пояснение. Мы стараемся подвозить детей везде, где только возможно, даже если они спокойно могут добраться туда сами – на автобусе, велосипеде или пешком. В итоге они не умеют находить дорогу самостоятельно, выбирать и комбинировать те или иные виды транспорта и способы передвижения, не знают, как и когда пора дозаправить машину, как прокладывать маршрут.

3. 18-летний должен уметь справляться со своими учебными обязанностями и выполнять заданный объем работы к указанному сроку.

Пояснение. Мы то и дело напоминаем детям, что пора садиться за домашнюю работу, – иногда помогаем ее сделать, а иногда делаем за них. Получается, что сами они не очень умеют расставлять приоритеты и распределять нагрузку так, чтобы успевать сделать все, что задано, вовремя и без напоминаний.

4. 18-летний должен участвовать в домашних делах

Пояснение. Мы редко просим детей помогать по дому, поскольку у них обычно очень плотное расписание: учебная программа и внешкольные занятия оставляют мало времени на что-либо еще. Результат? Они не способны ни позаботиться о своих потребностях, ни сделать что-то полезное на благо тех, с кем живут рядом.

5. 18-летний должен уметь решать проблемы, возникающие в отношениях с другими людьми

Пояснение. Мы вмешиваемся, когда надо рассеять недоразумение, урегулировать конфликт, успокоить, выслушать, пожалеть, восстановить справедливость… В итоге дети не знают, как разрешить разногласие, загладить вину, найти выход из спорной ситуации без нашего вмешательства.

читайте также«Каждому возрасту нашей жизни соответствует одна из семи планет»

6. 18-летний должен уметь адекватно реагировать на свои успехи и поражения, быть готовым к конкуренции, к жесткой манере учителей и тяжелому характеру руководителей.

Пояснение. Мы всегда готовы подставить подростку плечо и помочь, когда что-то у него идет не так: договориться с учителем о продлении срока сдачи проекта, заступиться за него перед взрослыми. Но поймет ли он в таком случае, что в жизни не всегда все будет именно так, как он захочет?

7. 18-летний должен уметь зарабатывать деньги и распоряжаться ими

Пояснение. Если молодой человек не подрабатывает и получает от нас деньги на все, что ему требуется, у него не формируется чувство ответственности за работу, которую надо сделать, в том числе и перед руководителем, который, кстати, не обязательно должен ему симпатизировать и проявлять снисхождение. Те, кто живет только за счет родителей, плохо знают цену вещам и не способны оценить ваших усилий.

8. 18-летний должен уметь рисковать

Пояснение. Мы расписали для них всю дальнейшую жизнь, успешно предусмотрев все подводные камни и возможные препятствия. Откуда же им знать, что опыт – «сын ошибок трудных», и что успех – исключительно результат попыток добиться чего-то, пережитых неудач и новых попыток (что вообще-то именуется храбростью), и что неуязвимость (а можно сказать, стойкость) приходит тогда, когда сам исправляешь допущенные промахи?

Кстати: наши дети должны уметь делать все эти вещи, не вызванивая родителей по телефону. Если они звонят, чтобы спросить, как именно это сделать, значит, у них пока нет этого жизненного навыка.

Подробнее см. в книге Джулии Литкотт-Хэймс «Как вырастить взрослого» («How to Raise an Adult», Henry Holt & Co., 2015)
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье